«Нет, милости не чувствует народ: 

Твори добро — не скажет он спасибо».

Александр Сергеевич Пушкин, «Борис Годунов»

Здесь и далее — большое интервью градоначальника столицы Поморья Дмитрия Морева главреду информагентства «Эхо СЕВЕРА» Илье Азовскому. Текст и видео (для тех, кто не читает, а только смотрит).

Заметим, что ни один вопрос заранее не обсуждался, никаких тем заранее не согласовывалось. Это честно.

Информационная бригада журналистов, доковыляв по лужам до АГКЦ, зашла в зал, а там уже Морев. Живой.

И начался разговор…

— Дмитрий Александрович, мы с вами сидим в таком великолепном зале в бывшем ДК Строителей. Выглядит превосходно. Сколько угрохано?

— Сколько ни было угрохано, все по делу. Это для наших детей. Архангельский городской культурный центр — это наш основной центр, флагманский. Есть и дальнейшие планы развития центра: надо заниматься фасадом, заниматься ремонтом второго, третьего этажей, так что это не предел. Проект фасада уже есть, кстати говоря, симпатичный, интересный, с оригинальной подсветкой.

— А чем плох существующий советский фасад?

— Во-первых, уже есть проблемы с состоянием фасада, во-вторых, ему нужна подсветка. Всё-таки наш культурный центр должен выглядеть нарядно.

— А я сейчас заглянул в туалет, и он напомнил мне времена моей молодости. Выходит, глянец на центральные помещения навели, а до глубинки дело не дошло. Коридор красненький — он был таким, когда здесь выступала еще «Коррозия металла».

— И я говорю, что здесь есть ещё чем заниматься. По поводу коридора — есть директор культурного центра, как она скажет, так и сделаем.

— Я помню, как здесь, в этом КЦ, зарождалось рокерское движение, выступала «Коррозия металла», «Сектор Газа»… Так захотелось поностальгировать! Таких мест уже в городе и не осталось.

— Да, я тоже бывал на рок-концертах, но у меня с ними больше ассоциируются культурный центр «Луч» и «Соломбала-АРТ». Во времена моей молодости упор больше на те центры был.

— Тогда ещё был центром рокерского движения подвал автовокзала, помните «Облачный край»?

— Конечно.

— Кстати, а что с автовокзалом будет?

— Здание принадлежит собственнику, какие у него планы — я не знаю.

— Мы записываем этот разговор во вторник, второй день в городе идёт дождь, по улицам не пройти. Постоянно мокрые ноги — дискомфортно!

— Да, это проблема, и она ещё долго будет нас преследовать. Мы все знаем, что в Архангельске не хватает ливневой канализации, мы работаем над устранением тех или иных недостатков, в частности, отработали по той большой луже на перекрестке Ломоносова — Гагарина…

— Что значит «отработали»? Лужи больше нет?

— Ликвидировали лужу. Это проблема ливнёвки, и во многих округах города её просто нет. Работает над этим МУП «Городское благоустройство». Целый год мы занимались обследованием нашей ливнёвки, и нам потребуется ещё год, чтобы завершить это обследование. И на основании этого обследования будем добиваться создания федеральной программы, финансирования по модернизации ливневой канализации в городе.

— А программа по городским дорогам учитывает создание и модернизацию ливневой канализации?

— Нет, к сожалению. Пока мы ремонтируем дороги без устройства ливневой канализации. Дело в том, что создание ливневой канализации весьма затратное; если ремонтировать дороги и вместе с тем обустраивать ливневую канализацию, стоимость работ возрастает практически вдвое. С учётом нынешнего состояния дорог — пока в приоритете устранение ям, установка бордюров, обустройство пешеходных переходов и прочее.

— Но ведь потом будут делать ливнёвку и опять всё разгромят?

— Есть разные способы оборудовать её. Как правило, ливневка проходит рядом с дорогой. Кстати, мы сейчас строим продолжение Московского проспекта протяжённостью почти два километра, там ливнёвку стоим заново.

— Кстати о Московском. Понятно, что с его строительством будет решаться проблема «узкого» города, разгрузится Ленинградский проспект. Там идёт динамичная застройка жилых кварталов. Но когда эта территория будет застроена, опять же возникнут пробки, и похлеще нынешних. Проблема не будет решена. Что дальше?

— Не соглашусь. Считаю, и вполне обоснованно, что эта дорога значительно разгрузит дорожную сеть в городе, в частности, Лениградский проспект, некоторые другие улицы, ведь она выходит на Окружное шоссе — именно этого сейчас и не хватает. Оттуда можно будет выезжать на Окружное, а оно уже сейчас четырёхполосное, так что дороги разгрузятся. Другое дело, что у нас большие планы по застройке нового Московского проспекта, в целом южных районов города, так что людей там будет больше — и на Майской Горке, и на Варавино-Фактории. Соответственно, движение возрастёт, и рано или поздно мы придём к тому, что надо делать сквозной проезд под железнодорожной насыпью на Стрелковой, хорошую развязку на съезде с железнодорожного моста, правильный перекресток Урицкого — Обводный и так далее. Но то, что сейчас мы строим новый Московский проспект, безусловно разгрузит наши транспортный магистрали.

— Строится гигантский дом «О`Берег» на Ленинградском, жителей там прибавится, а сейчас все при машинах, и движение по Ленинградскому станет ещё интенсивнее…

— Ну, один дом, хоть и очень большой, погоды не сделает. Точной цифры не назову, но думаю, что в том доме, что сейчас строится, около пятисот квартир, это не так много. И, конечно, новая часть Московского проспекта разгрузит Ленинградский.

— Раз уж заговорили о строительстве… В центре города (перекрёсток Свободы — Ломоносова) строится гигантский жилой комплекс. Меня беспокоит не строительство само по себе — беда в том, что теплосети остаются те же! Труба та же, что была в советские времена, когда там были одно-двухэтажные деревяшки с печным отоплением. Люди жалуются, что в квартирах стало холоднее, а будет ещё хуже.

— На этот вопрос сложно ответить коротко, но я постараюсь. Да, действительно, вопрос подключения к теплу стоит довольно остро из-за ограниченных мощностей ТГК-2. Сейчас мы запускаем огромный комплекс строительных мощностей, около семи масштабных проектов начинают реализацию, у нас девять территорий уже запланированы на комплексное развитие территорий, это сотни тысяч квадратных метров жилья, которые будут сдаваться в ближайшие пять-десять лет. Это огромные темпы строительства.

Мы в прошлом году ввели столько жилья, сколько не сдавали с 1991 года. В 2001 году ввели всего 12 тысяч квадратных метров жилья. И все квартиры надо отапливать. На прошлой неделе мы встречались с руководством ТГК-2 по поводу всех наших проектов, конечно, у них свои проблемы, но их можно решать, путей решения несколько.

Очень хорошо, что в город зашёл газ. Тем самым нарушается монополия ТГК, появляются дополнительные возможности по отоплению. Возможно строить дома с собственными газовыми котельными, которые не зависят от теплосетей ТГК.

Есть два варианта увеличения мощности теплосетей. Первый — строительство дополнительной ветки от нашей основной ТЭЦ, второй — строительство на окраине города дополнительных газовых котельных. Тем самым высвободятся дополнительные мощности, которые можно будет направить в центр города.

— Тем самым мы вернёмся к опыту советских времен, когда в каждом квартале была котельная, и она отапливала дома.

— Ну, примерно так, но с той разницей, что не в центре города, а на окраинах, высвобождая тем самым мощности для запуска их в центре города.

— Человек живёт и работает в городе. На работе он должен отдавать себя производству. Почему, приходя домой, он застаёт еле теплые батареи и должен думать о том, как согреть своё жильё, как приготовить ужин и так далее? Со своими проблемами он идёт в управляющую компанию, там его отправляют в ТГК-2, оттуда — в администрацию округа/города, а оттуда — опять же в управляющую компанию. Как сделать так, чтобы каждый занимался своим делом, чтобы человек не искал ответа на вопрос, кто виноват и что делать?

— В данном случае всё упирается в то, что теплосети города имеют высокую степень износа, много и аварийных ситуаций, и плановых работ по замене труб теплосетей. Не всегда есть слаженная работа управляющих компаний и ТГК-2, зачастую они перекладывают вину друг на друга, не всегда можно быстро установить причину, и об аварийных ситуациях мы узнаем далеко не сразу. Люди обращаются и в муниципалитет, и в горжилинспекцию, и в органы прокуратуры в том числе. Но в первую очередь надо звонить, конечно, в управляющую компанию или в ТГК.

— Ранее был разговор о «чёрном списке» управляющих компаний и о том, что попавших в этот список могут лишить лицензии. Такого списка, я так понимаю, до сих пор нет?

— Мне сложно комментировать действия Госжилинспекции, она не является муниципальной. Сейчас, к сожалению, законодательство таково, что управляющая компания может довольно легко получить лицензию на управление жилыми домами, и здесь многое зависит от самих жителей. Надо взвешенно подходить к выбору управляющей компании, выбирать такую, которая зарекомендовала себя на рынке, получила положительные отзывы.

— Летом проходила большая кампания по благоустройству города, и мы наблюдали: в июне улицы и газоны раскапывают, везде зияют ямы, а потом работы идут ни шатко, ни валко. Копается пара рабочих, изображают какую-то деятельность, а по улице не пройти. А осенью начинаются работы в авральном режиме. Зачем так? Пусть бы люди ходили по старым мостовым, пока очередь до них не дошла.

— По некоторым территориям я с вами соглашусь. Это вина и администрации города, в частности департамента городского хозяйства как заказчика в том, что они нечётко выстраивают работу подрядчика, но есть и объективная сторона вопроса. Чтобы производить работы по благоустройству, надо приобрести большое количество стройматериалов. Бывает так, что подрядчик приступил к работе, ему срочно нужны конкретные материалы, а поставщик заявляет: сейчас поставить необходимые материалы не могу, а могу дней через двадцать. И кто тут виноват?

— А почему бы не перенять опыт Москвы? Там нанимают таджибеков, они делают быстро и качественно.

— Сложно сравнивать с другими городами, а уж тем более с Москвой. У нас условия погодные особенные, ремонтный сезон короткий. И второе: мы не так давно занимаемся благоустройством, у нас не сложился ещё рынок таких услуг. Компаний, готовых быстро и качественно выполнять такого рода услуги, в Архангельске можно пересчитать на пальцах одной руки. И опять же, сезон: зимой компании на этом рынке вынуждены искать другие пути применение сил.

— Ещё одна проблема — население города уменьшается. Молодые люди при первой возможности бегут отсюда, стремятся уехать в другие города, где могут найти применение своим талантам, своим силам. Есть ли необходимость в строительстве таких, как этот, культурных центров, стоит ли развиваться?

— Если мы не будем этим заниматься, отток населения ещё больше увеличится. Наоборот, надо создавать условия для комфортного проживания здесь. Надо работать, чтобы люди здесь оставались. Мы проводим опросы среди населения, и как правило, основной причиной смены места жительства называют климатические условия. Но мы следим за миграцией населения, и особенный показатель здесь — количество детей. И я могу со всей ответственностью заявить: динамика здесь положительная. Количество школьников, детсадовцев за последние годы выросло. Не могу сказать точно о цифрах взрослого населения, потому что статистика здесь основана на прописке, а это недостоверные данные, они не отражают фактическое проживание. Но о количестве детей данные точные. За последние пять лет их стало больше.

— И получается так: в здешней школе, в этом великолепном ДК вырос талант — и уехал в Москву.

— Университетский кампус строится, чтобы молодёжь выбирала Архангельск для получения высшего образования.

— Вы верите, что этот кампус будет построен именно в том виде, как его декларировали?

— Я верю, что кампус будет, что он придаст толчок нашему высшему образованию. Сейчас концепция претерпевает некоторые незначительные изменения. Когда появится конкретный проект, пройдёт госэкспертизу, можно будет говорить, в каком виде будет кампус.

— Что вы скажете по поводу проекта развития Архангельского морского порта? Понятно, что будут привлекаться крупные подрядчики, понятно, что местных сил на все это не хватит. Что это будет? Ведь Белое море мелкое. Где будет сам терминал? Как и в какие сроки это будет осуществляться?

— Это вообще суперпроект для Архангельска. Утверждение проекта Архангельского транспортного узла, включающего очень много мероприятий — и развитие морского порта, и развитие дорожной сети, и железнодорожного сообщения, и складской логистики, и так далее, — очень важно для нас. Все эти решения можно найти в Интернете, ознакомиться, всё расписано по срокам, по исполнителям. Не сомневаюсь, что это будет большой толчок для развития Архангельска как порта. Недавно мы открыли мозаику в честь того, что Архангельск — первый порт России. И развитие продолжится, в этом нет сомнения.

— Был проект «Архангельск — ворота в Арктику», но окончательно он не был утверждён. Мурманск хочет перехватить инициативу.

— Мы продолжаем спорить, я считаю, что успешно.

— А в чём успешность?

— Мы позиционируем себя как арктический регион, и подтверждено на уровне Федерации, что Архангельск — это опорный пункт для пути в Арктику. И, говоря о развитии порта, мы говорим в первую очередь о Северном морском пути.

— Но ведь это пока погода позволяет! Пока идёт глобальное потепление. А потом?

— Думаю, что на сто лет этого хватит.

— Вы по городу ходите пешком?

— Да.

— В каком месте вас можно увидеть?

— В самых разных местах.

— Ну, например, где вы предпочитаете прогуляться вечером?

— Если с семьёй, то чаще гуляем по набережной.

— А люди подходят?

— Бывает, и подходят.

— Что спрашивают?

— У нас люди в основном достаточно деликатные и воспитанные. Нет такого, чтобы кто-то подбежал и с ходу начал выкладывать свои проблемы. Бывает, подходят, мы спокойно общаемся. Конфликтных ситуаций не возникало.

— В соцсетях такого, бывает, понапишут…

— Люди ведут себя по-разному — в соцсетях и в непосредственном общении. В соцсетях люди более резкие — видимо, для этого есть причины.

— А по магазинам ходите?

— Да, как многие мужчины, со списочком, который дала жена. Если не каждый день, то через день точно.

— А какой магазин?

— Я не буду рекламировать.

— Вы в курсе, что после объявления программы Арктической ипотеки цены на жильё в Архангельске взлетели до небес? Однушка на окраине, даже без отопления — семь миллионов! Что это?

— Это палка о двух концах. С одной стороны, плохо, что у нас такие высокие цены на жилье. Трудно приобрести квартиру, особенно для молодёжи, и это тоже влияет на миграцию. А с другой стороны, высокая цена квадратного метра позволяет застройщикам вводить большие объёмы жилья. Сейчас в Архангельске очень большие объёмы вводимого жилья — по 150 тысяч метров в год. Но мы не влияем на цены на жильё — их диктует рынок. Спрос определяет предложение.

— Но при таких ценах кто будет покупать жильё? Обратите внимание: идёшь мимо нового дома — ни мамочек с колясками, ни пенсионеров с собачками. Например, иду мимо нового дома на Володарского — Ломоносова — ни одно окно не светится!

— Я так думаю: чем больше мы будем строить муниципального жилья, тем ниже будет цена квадратного метра жилья коммерческого.

— Но ведь у застройщика ещё куча социальных обязательств! Построить садик, детскую площадку, школу, отдать муниципалитету часть квартир под расселение… И всё это — за чей счёт? Это всё влияет на цену квартиры, которую покупает обычный горожанин, зачастую в ипотеку. Тот проект комплексного развития территорий — он не подхлёстывает рост цен?

— Думаю, что пока нет. У нас нет столько договоров для комплексного развития. Сейчас застройщики заняты тем, что выкупают квартиры у собственников, меняют иные квартиры…

— Сколько вы рассчитываете проработать главой города? Вы не устали?

— Нет, не устал. Чем дольше я работаю, тем мне интереснее. И есть ещё пункты в моём плане работы, напротив которых я галочку ещё не поставил. Есть и поставленные галочки.

— Удачи вам! И нам.

P.S.

Сегодня день рождения отмечает Игорь Годзиш. С чем мы его и поздравляем.