В России Кевина Смита знают по его легендарным комедиям конца 90-х — начала 2000-х: «Клерки 1 и 2» и «Джей и Молчаливый Боб наносят ответный удар». Чуть хуже знают «Догму» или «Девушку из Джерси», а за последующим творчеством следил только узкий круг фанатов. У себя на родине Смит является культовой фигурой гик-культуры. Его персонажи-укурки стали народными не только у нас, но и у «них». До сих пор ни один Comic Con не обходится без парней и девушек, наряженных в растянутую олимпийку и засаленное пальто болотного цвета.

Сам автор тоже не оставляет вниманием различные фестивали комиксов, где собирает вокруг себя приличные толпы. Контент от Кевина Смита можно поглощать неделями без перерыва. Он довольно неплохой стендапер, ведущий подкастов и собственного блога.

Именно из одной из серий подкаста и родилась идея фильма «Бивень». Кевин вместе со своим соведущим наткнулись на объявление о сдаче шикарного дома, но с одним условием: арендатор должен был вечером наряжаться в моржа. Разгоны темы продолжались почти час и по итогу подкастеры договорились до кромешной шизофрении. Кто бы мог подумать, что, переспав с этой мыслью, Смит всерьез решить перезапустить свою карьеру, явив миру очередную трилогию по только что выдуманной вселенной.

«Бивень» стал первой частью, но это не значит, что этот фильм не является самостоятельной историей. Еще на этапе промо брови многих поклонников поползли вверх, когда им объявили: известный комедиант снимает авторский триллер. На тот момент карьера Смита переживала не лучшие времена и прорыва от него никто не ждал. Попытка вкатиться в новый жанр воспринималась, как очередной эпатаж ради эпатажа. К счастью, так думали все, кроме самого Кевина.

В эту работу режиссер вложил душу и большой кусок своего сумасшедшего сознания. Все ради того, чтобы зритель на выходе из кинотеатра выдохнул и сказал: «Да, это наш Кевин».

История начинается со знакомства с двумя подкастерами. Уоллес — обладатель языка без костей. Он не боится обидеть слушателя, постоянно залезает на запретные темы и не может не удержаться от скабрезных шуток к месту и нет. Дополняют образ персонажа пышные усы, делающими его похожим на двуногого моржа. Его лающий смех также отсылает к способу общения этих величественных животных.

Напротив Уоллеса сидит его лучший друг Тедди — полная противоположность главного героя. Тэд мягкотел в прямом и переносном смысле, часто осаживает коллегу и не стесняется своего занудства.

Во время очередного эфира парни смеются, обсуждая видео из Интернета, где студент случайно отрубает себе ногу катаной. Уоллес решает не бросать эту тему и вызывается лично сгонять в Канаду ради интервью с героем вирусного ролика.

Прибыв на место, он узнает, что потенциальный гость подкаста решил встретиться с апостолом Петром раньше времени. Расстроенный от несостоявшегося интервью, Уоллес проводит ночь в баре, напиваясь с горя. В туалете этого заведения он находит странное объявление, в котором говорится, что один старый человек без какой-либо платы за ночлег поделится своими историями из жизни. Уоллес решает, что лучше что-то, чем ничего, звонит этому мужчине и договаривается о встрече.

По указанному адресу подкастера ждет шикарный особняк с добродушным хозяином внутри. Старик тепло принимает гостя и делится с ним перефразированной историей из Моби Дика. В одной из экспедиций по охоте на акулу корабль столкнулся с айсбергом и потерпел крушение. Из ледяной воды Хоу спас морж, принявший человека за своего ребенка.

Долгие недели морж и моряк проводили вместе, буквально породнились, научились понимать друг друга с полуслова, но физиологические потребности примата взяли верх и человек варварски убил царя морей ради мяса с отсылкой на Каина и Авеля.

С тех пор у мужчины прогрессирует старая психологическая травма. Он бы и рад объясниться со своим другом-моржом, извиниться перед ним, обнять, но сделанного не воротишь. Все, что у него осталось — его истории и случайные гости, с которыми старик делится своими переживаниями.

Слушая эти невыдуманные рассказы, Уоллес попивает чаек и не замечает, как постепенно отнимаются ноги и отключается мозг. Когда молодой человек понимает, что в чай явно что-то подмешано, безумный дед уже смеется ему в лицо, повторяя, — «Все хорошо, мистер Морж, все хорошо».

С этого момента фильм уходит в отрыв и не останавливается до самых титров. Хозяин особняка не собирался мириться со своей утратой и во что бы то ни стало решил вернуть своего моржа. Сначала у Уоллеса отрезают половину ноги, потом сшивают обе нижних конечности вместе, после пришивают руки к туловищу и упаковывают в полный костюм моржа. 

Дальше описывать сюжет тяжело, поскольку трудно передать весь спектр эмоций, которые испытывает Уоллес, постепенно мирясь со своей новой судьбой. Смит во всех подробностях показывает перерождение человека в моржа, снабжая повествование по-настоящему страшными комментариями хозяина дома. Как только дело доходит до межвидового соития, у большинства читателей возникнет желание выключить фильм, но мы настоятельно просим этого не делать.

Финальная сцена переплюнет даже этот неприятный момент.

Параллельно с трансформацией Уллеса, режиссер находит время и для любовной линии. Как будто бы было мало, что главного героя низводят до животного, так еще и его девушка ходит налево вместе с его лучшим другом. Сам персонаж об этом не знает, но зритель буквально умоляет режиссера пощадить человека на экране.

А теперь напомним, что все вышеописанное — комедия. «Бивень» — по-настоящему смешное кино. Здесь есть место и полнейшему абсурду, и прямым ванлайнерам, и юмористическим отсылкам к классике мировой литературы.

Вечер фильмов Кевина Смита — отличный вариант семейного досуга. Рекомендуем идти по нарастающей: начать с первых «Клерков», продолжить «Девушкой из Джерси» и закончить «Бивнем». Гарантируем, все ваши домочадцы до конца жизни не забудут этот киновечер и в вашей семье появится очередная скрепа.

Если «Бивень» будет первым фильмом Кевина Смита в вашей жизни, то представьте, что этот человек чуть не снял перезапуск истории Бэтмена вместо Кристофера Нолана. Бен Аффлек в роли темного рыцаря не появился бы без влияния этого замечательного толстяка.

18+

Александр Губкин