На левом берегу реки Верхняя Тойма стоит посёлок Авнюга, от него до деревеньки Сойга и деревни Поперечка идёт старая узкоколейная дорога — единственная артерия, связывающая село с большой землёй.

На протяжении многих лет железную дорогу чуть ли не в одиночку обслуживает машинист небольшого локомотива Борис Скумин. Борис, словно герой фильма «Мимино», был другом всем местным, возил в Сойгу воду, продукты и самих селян. Пожилой мужчина любит свою работу и справедливо считает её делом своей жизни.

Напомним, летом этого года в районе разгорелся конфликт между Скуминым и «рейдерами», желавшими забрать дорогу под своё крыло. Судя по всему, тогда новоявленные хозяева жизни заручились поддержкой администрации Верхнетоемского района, поскольку муниципальные чиновники участвовали в переговорах и явно не на стороне Бориса Скумина. Голос на записи из предыдущей публикации очень напоминал заместителя главы района по фамилии Гуцало. О его делах СМИ и общественности известно давно. Районного главу в областном центре знали, как «человека решающего проблемы».

Зато на стороне железнодорожника выступали его пассажиры и жители деревень, которых УЖД связывает с цивилизацией. Все, как один, характеризовали его, как хорошего хозяйственника, болеющего за своё дело. 

Тогда, благодаря огласке в СМИ, узкоколейку удалось отстоять и «рейдеры» на время отстали от Скумина, но, похоже, в райадминистрации затаили обиду на человека преклонного возраста и решили выдавить его политическими методами.

В 2023 году УЖД должны были отремонтировать, под это дело уже было выделено 12 миллионов рублей из областного бюджета, но аккурат после конфликта с пожилым предпринимателем у района нашлись новые проекты, где областные деньги были бы нужнее. После ходатайств главы района в областной Минтранс ему разрешили-таки перенести ремонт узкоколейки на 2024 год. 

Неофициальная формулировка главы Верхнетоемского района Гуцало, говорят, звучала так: «Дорога ещё потерпит». 

Видимо, сказано это было в расчёте на то, что сотрудники Минтранса не поедут в северную глушь лично проверять степень терпения дороги. Они и правда не поехали, решив, довериться главе района. Ему ведь виднее, что у него терпит, а что нет. А зря не проверили …

Накануне на УЖД вагон сошел с рельс и пропахал колесами несколько гнилых шпал. По счастливой случайности, инцидент произошел не на переезде через очередной ручей возле крутого склона, иначе гора металлолома вместо локомотива была бы меньшей из проблем. 

Составы до сих пор ходят по узкокалейке исключительно благодаря Божьей помощи и посильным ремонтам, которые Борис Скумин проводит сам. Очередной сход с рельс вагона с людьми — это вопрос времени, ведь в одиночку пожилой мужчина не напилит сотни новых шпал, не выкует костыли и не переберёт всю УЖД от начала и до конца. 

Сейчас во многих местах полотно не скреплено прогнившими насквозь шпалами, рельсы «гуляют» десятками метров, костыли без усилий вынимаются руками. Более того, многие насыпи у водных преград уже сейчас находятся в критическом состоянии, с каждым днём размываются и осыпаются всё сильнее. На одной из переправ ситуация уже давно входит в разряд аварийных. Борис Скумин опасается, что конструкция не переживет зиму и уплывет вместе с весенним паводком. 

Если допустить разрыв УЖД, то в следующем году ремонтировать её будет гораздо дороже (не забываем про регулярные скачки курса рубля и удорожание материалов), а жителям удалённых деревень придётся забрасывать еду и медикаменты по воздуху, поскольку железная дорога — единственный способ по земле добраться до населённых пунктов. 

При этом ни у Минтранса, ни у прокуратуры, ни у правительства Архангельской области не получится сказать, что они не были в курсе ситуации. Всю весну и лето Борис Скумин заваливал все инстанции обращениями с перечнем поломок и аварийных участков, требующих срочного вмешательства. Ответ всегда был один: «Деньги выделены, когда сделают, тогда сделают. Поводов для реагирования нет». 

Вот так в реальности выглядят поводы для реагирования. Видео записано в минувшие выходные (21-22 октября). 

А вот на что глава Верхнетоемского района Гуцало собирается потратить те самые 12,8 миллиона — исполнение обязательств по суду годичной давности. Нецелевое ли это расходование средств? Очень похоже на то. Более конкретный ответ должна дать прокуратура, которая, надеемся, найдёт поводы для реагирования после данной публикации. 

Пока же Борис Скумин продолжает выполнять свои обязательства перед жителями деревень, причём в убыток себе. По его словам, в конце дачного сезона пассажиропоток сокращается до 1-2 человек за рейс, с каждого из них он берет по 100 рублей за билет, а себестоимость поездки в оба конца составляет порядка 6000 рублей. Недополученную выгоду ему возмещать также никто не планирует. 

План интересующихся верхнетоемской УЖД бизнесменов кажется простым. На следующий год дорогу размоет, ответственные лица придут к Скумину и начнётся: «Ох, Борис Петрович, как же вы не досмотрели? Что ж не сообщили? Сказали бы сразу, что не справляетесь». Хорошо, если обойдётся без уголовных дел за халатность. Доказывай потом, что устал биться головой об стены госучреждений с криками о рушащейся узкоколейке. 

Однако теперь текущее состояние железной дороги зафиксировано, и даже без профильного образования ясно, что ездить по ней опасно уже сейчас. Решать, что важнее — исполнение обязательств перед судом или транспортная доступность ряда деревень, — должна районная администрация или контрольные органы. 

В конце концов, дело может взять под личный контроль вице-спикер Архоблсобрания Игорь Чесноков. В депутаты он выбирался именно от Верхнетоемского района. Возможно, пришло время отстаивать интересы избирателей?