Глядя на деятельность архангельских чиновников, вменяемый человек начинает сомневаться в собственной вменяемости.

Но надо отдать должное: до последнего времени варварская тупость чиновной братии не проявлялась хотя бы в сфере культуры. Однако сейчас ситуация резко меняется. И невольно начинаешь скучать по уходящей эпохе Симоняна, Лохова, Панова…

Взять, например, представителей музея ИЗО — это хоть и маленькие, но всё равно, по сути, чиновники. Они работают в государственном учреждении, кормятся нашими налогами. В музее только что провели косметический ремонт (мы обязательно расскажем обо всех его косяках), и теперь музейное руководство активно отсвечивает лицами перед всеми городскими СМИ.

В порывах нарциссизма не каждый может уследить за своей речью. Так произошло и с Валерией Зиновьевой — заведующей отделом информации, коммуникации и развития музейного объединения. В интервью для «Вестей Поморья», которое показали по телевизору на многотысячную аудиторию, дама заявляет:

Кадр из программы «Вести поморья», архангельского филиала ВГТРК.

— В конце октября мы открываем чудесную выставку, посвящённую столетию со дня рождения Ивана Котова. Это наш северный пейзажист, русский Левитан.

Вы понимаете, да? Котов — это русский Левитан. А сам Левитан — какой? Не русский? Не по национальности и не по месту рождения — по духу и сути.

Видимо, на Валерию Зиновьеву сильно повлиял разгар палестино-израильского конфликта. Ничем другим объяснить её намёки на еврейские корни великого русского художника Исаака Левитана нельзя.

Левитан учился у Саврасова и Перова, в 13 лет поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, потом дружил с Чеховым… В каком месте он нерусский? Или это такая особая форма кэнселинга? Интересно, к каким национальностям Валерия Зиновьева отнесла бы Врубеля и Малевича. Если она, конечно, знает такие фамилии.

Что забыли такие люди в государственных музеях? Почему их берут на работу, зачем дают право открывать рот? По большому счёту, чиновница произнесла штамп и даже не задумалась.

Зиновьева, однако, не почувствовала собственную лажу и продолжила говорить на камеру:

«А в конце ноября [в музее состоится] — масштабный проект, настоящий блокбастер из собрания государственного Русского музея „Русский Север“!».

Теперь на языке музейных клерков пейзаж с мишками и сосенками называется «блокбастер». И на такой «блокбастер» эти музейные клерки аж через телевизор умоляют прийти посмотреть. Унылый позор!

Ошибки в фактах и незнание матчасти — это лишь полбеды. Куда досаднее сталкиваться с косноязычием, с неумением пользоваться русским языком.

Министр культуры Архангельской области Оксана Светлова с завидной регулярностью демонстрирует свои таланты в этом направлении. Вот что женщина пишет на своей странице «ВКонтакте» про Соловки: «Соловки — это Духовный центр Русского Севера, где каждый чувствует гармонию с природой и дышит душой».

Приезжайте подышать душой…

В посте про фестиваль «Сварочка-фест» (вы вообще слышите это название?!) Светлова выдала ещё одну порцию грамматической вкуснятины: «…сварка — это не просто ремесло, техническая профессия, но и искусство, способное создавать настоящие шедевры из металла».

Искусство сварки само способно создавать шедевры. Не сварщик, а сама сварка. Будто сварка существует сама по себе, как человечек женского рода.

Ещё один пример косноязычия, тотальной стилистической и грамматической глухоты: «Фестиваль объединил самые яркие и талантливые коллективы из пяти федеральных округов страны. На протяжении трёх дней они будут продемонстрировать своё мастерство членам жюри и дарить зрителям праздник театрального искусства».

Если округа федеральные, то зачем упоминать, что они принадлежат стране? Это же самоочевидно. Кажется, что министр пишет свои отчёты, как незадачливый студент пишет курсач: побольше воды, всевозможных оборотов, бессмыслицы и тавтологий — и зачёт в кармане. Такое ощущение, что человеку надо сказать какие-то слова, причём в определенном циркуляром количестве, а говорить не о чем. В принципе, можно было просто выпалить любую абракадабру.

«Они будут продемонстрировать» — на этом моменте хочется закрыть глаза и закричать. А сколько дешёвого пафоса читается между строк…

А вот так Светлова демонстрирует свои музыковедческие познания, говоря про фестиваль «Похвала органу»: «Музыка Северной Европы — одновременно и интеллектуальная, и направленная на слушателя…». Зачем это сказано и кому? Любители органной музыки и без министра знают всё про органную музыку, а обожателям Ольги Бузовой это нафиг не надо.

Возникает вопрос: интеллектуальная музыка — это как? Как измерить интеллектуальность звуков?! Это же не текст.

Вот интеллектуальный уровень текстов министра виден сразу, а про музыку ничего такого сказать нельзя. Это такой вид искусства, к которому не применимы критерии интеллектуальности. И уж совершенно глупо звучит пассаж про направленность музыки на слушателя. На слушателя можно направить, например, пистолет. А вот музыку вообще сложно куда-либо направить.

Можно было сказать: музыка Северной Европы не оставляет равнодушной самых разных слушателей. Эта фраза хотя бы чисто стилистически не звучала бы по-идиотски. Учитесь, министр Светлова! 

Ещё один ярчайший пример абсолютной речевой беспомощности явила актриса местного театра кукол, заслуженная артистка России Валентина Родькина. Во время гастролей по Пскову она была приглашена на передачу «Беседка», где в интервью про свой спектакль рассказала следующее:

«Это спектакль про детские страхи. Гхм. И поэтому… Ну, маленький ребёнок… У нас там не люди, а животные, потому что маленькому ребёнку легче ассоциировать всё с животными. Проживать эту жизнь вместе с животными… И поэтому очень красочный спектакль».

Нужны комментарии? Кажется, что даме просто нужно начать изъясняться междометиями. АБЫРВАЛГ!

Кстати, бывший завхоз того же театра Людмила Мокеева стала недавно заместителем директора по художественной части. Насколько адекватен такой подъём по карьерной лестнице — судите сами.

Мокеева тоже пришла на передачу, вместе с Родькиной. Пара смотрелась вместе почти как Шариков со Швондером.

Куда ниже падать планируем, господа творческие интеллигенты?