Последний тренд в сфере государственной политики, практически во всех сферах — от здравоохранения до культуры, — оптимизация. Но культура, как наиболее беззащитная сфера, становится главной жертвой креативных менеджеров. Все эксперименты ставятся в первую очередь на культуре.

Давайте прикинемся людьми, которые принимают логику «оптимизаторов».

В Архангельске — три театра, находящихся на государственном обеспечении: драматический, кукольный и молодёжный. Если кукольный и вправду концептуально отличается от двух остальных, то драмтеатр и театр Панова, по сути, выполняют одну и ту же функцию.

Не много ли государственных театров для одного провинциального городка? Так ли уж выгодно бюджету содержать два театра?

Ответ: разумеется, нет. Почему же тогда мы имеем такой расклад?

Всё просто. Молодёжный театр — это театр одного человека, Виктора Панова. Он создал его с нуля, собрал талантливый актёрский коллектив и наиболее рафинированную публику, поставил множество смелых спектаклей, каждый год проводит фестиваль уличных театров. Панов превратил своё хобби в успешное коммерческое предприятие, а заодно устроил на работу в театр добрую часть своей семьи.

Репертуар в молодёжном театре, надо признать, замечательный. Намного ближе к искусству, чем то, что ставится в драмтеатре, чьи боссы делают ставку на массового зрителя, на широкую аудиторию мещан.

Но при всех своих достоинствах молодёжный театр — для избранных, потому что свои задумки худрук и его пассионарии реализуют не за свой счёт. Деятельность театра обеспечивают налогоплательщики. Будь молодёжный театр частным, претензий бы к нему не было.

Какой вывод? Чиновники полагают, что необходима оптимизация!

От слов ничего не случится, поэтому давайте представим, что станет с молодёжным театром после ухода пожилого Панова.

Сдаётся, что единственный вариант — его сращивание с драмтеатром. Наверняка с такой инициативой вступит директор драмтеатра Самодов, который уже несколько лет проводит всяческие безумные активности, а недавно и вовсе выбился в депутаты от «Единой России». Сдаётся, неслучайно. Этот человек представляет собой целый тип людей новой России — «креативного менеджера», «эффективного управленца». Именно таким людям в первую очередь и выгодна оптимизация всего вокруг.

Во-первых, инициативы подобного рода делают менеджеру в костюме и с холёными щеками портфолио, на котором в будущем он может заработать. Во-вторых, чем больше территорий попадает под твоё влияние, тем больше денег с каждой из них ты сможешь выкачать. Теоретически.

Был директором одного театра — стал директором двух. Имел выручку с одной локации — начнёшь иметь вдвое больше.

Смысл «оптимизации», как правило, сводится к обогащению конкретных людей. Вся эта кутерьма делается не для того, чтобы как-то разгрузить государственные бюджеты, а для того, чтобы менеджер, внёсший инициативу, мог оптимизировать то и это, смог заработать.

При активной творческой жизни Панова сращивание молодёжного театра и драмтеатра невозможно по двум причинам. 

Первая: Панов сам кормится от деятельности своего театра, выбивает гранты, ходит по всем инстанциям и просит деньги.

Кстати, чиновники боятся и уважают Панова, не выдерживают его харизмы, поэтому всё время дают ему бюджет. Талант! Недаром недавно выбил средства на очередной ремонт.

Вторая причина: Панов ценит себя и не будет равняться с менеджером-гастролёром.

Авторитет, который имеет Виктор Петрович в художественной среде Архангельска, слишком высок, ему не с руки принимать предложения оптимизаторов. Даже если бы эти предложения оказались очень выгодными. Потому что Панов, в первую очередь, человек искусства. А у людей искусства — огромное самолюбие.

Увы, но творческая жизнь Панова не вечна.

Итак, наш прогноз: Панов уходит, Самодов предлагает план сращивания двух театров ради оптимизации, и получает в руководство здание молодёжного театра и допфинансирование. Статус депутата ему в этом поможет. Вероятно, он тут же захватит прилегающие территории — скверик возле театра, часть аллеи на Логинова, часть набережной. И устроит на них тот же балаган, что и в Петровском парке.

А что будет с блестящими актёрами из молодёжного театра? Увы, их постигнет та же печальная судьба, что и талантливых актёров драмтеатра. Разбитые мечты, нужда и игра в водевильчиках.

Есть мнение, что Самодов и его главный режиссёр Тимошенко опошлят любой талант. В драмтеатре нет постановок, равных по художественному уровню и серьёзности спектаклям, которые ставятся в театре Панова. Как уже было сказано, деятельность драмтеатра рассчитана на массу, на «околокультурных» мещан, никакого андеграунда и смелых вещей ждать от драмтеатра не приходится. В то же время Панов делает ставку на свою аудиторию — пускай не такую широкую, зато постоянную и интеллектуальную.

Сегодня в драмтеатре нет заметных актёров, тут можно найти только стандартик, удобный человеческий материал для бесконечных постановок Тимошенко. Последняя звезда драмтетара — Сергей Чуркин — скончался в 2021 году. Вероятно, актёры молодёжного театра после оптимизации устроят голодовку и бунт, как это уже бывало после смены руководства театра драмы в нулевые.

А куда денется интеллектуальная публика театра Панова? Вероятно, либо приспособится под пошлые графоманистые художества Тимошенко, либо просто перестанет ходить в театр.

Зная Самодова, можно предположить, что и само здание молодёжного театра перестанет выполнять свои прямые функции. Гораздо выгоднее сдавать его под выступления малоприметных гастролёров, отнимая публику у условного АГКЦ.

Дух андеграунда и подлинного творчества окончательно покинет пространство молодёжного театра, а в красивейшую городскую локацию близ него ворвётся круглогодичный ярмарочный балаган, одобренный министром культуры и местными бизнесменами.

Несмотря на то, что представление ещё не началось, наверняка сценарий предстоящей оптимизации уже расписан и все главные роли распределены. Запасаемся биноклями.