Прежде чем анализировать продажу рынка и озабоченности, с этим связанные, вспомним историю.
Начало XXI века. Мэр Балакшин продаёт здание гостиницы «Двина». Размороженная махина стояла пустая и никому не нужная. Депутаты горсовета, тогда сплошь маргиналы, исходили слюной: народное добро в частные руки? Балакшина чуть не казнили.
Итог: реконструкция и будто бы новая, с иголочки, гостиница, где даже звёзды останавливаются.
Но вернёмся к рынку.
С одной стороны, 121 миллион — дёшево: территория, центр, коммуникация, дорожная логистика. Место сладкое.
С другой стороны — здание старое, построенное во времена позднего СССР, которое абсолютно не соответствует современным нормам по части тепло- и энергосбережения. Ему нужна реконструкция, но по факту рынок хоть и ООО, но муниципальное. Было муниципальное.
К тому же изменилась и конъюнктура торговли. Помните, в советские времена в выходные дни на рынок ходили покупать хрустящие огурчики из бочки, которых не было в советских магазинах? Там можно было купить заостровскую картошку, а в советских магазинах была картошка-гниль.
Сейчас же всё есть в магазах. На рынок стали ходить меньше — разве что за зеленушкой, отличным сулугуни, за сёмужкой. Ну, ещё специи ещё на рынке хороши. Всё остальное во всех магазах.
С одной стороны, жалко, с другой — убыточный объект не мог дальше существовать.
Но и без рынка всё равно нельзя. Рынок — это особая форма торговли, когда ты не фасованный товар покупаешь, а всё можешь потрогать, попробовать. Поход на рынок — не то же самое, что поход в магазин. Рынок — это для гурманов.
Увы, в нынешнем состоянии это далеко не объект для эстетов.
Необходимость продажи в августе этого года актуализировал губернатор Цыбульский. Он заявил буквально следующее:
— Рынок в Архангельске закрываться не будет. Я несколько раз просил мэрию переносить решение по приватизации рынка. На сегодняшний день понятно, что возможности содержать такой объект со стороны государства нет, да и эффективности не будет, потому что государство управлять такого рода активом не умеет, да и это не наша функция.
Губернатору вторил и глава Архангельска Дмитрий Морев:
— В моём понимании рынок должен быть цивилизованный. Он обязательно должен иметь фермерскую составляющую, и желательно, чтобы там был в том числе какой-то такой общепит, что ли. Я думаю, многие бывали на некоторых рынках Москвы, Санкт-Петербурга, других городов, которые не так давно прошли какое-то обновление, реновацию.
Я вспоминаю «Даниловский», «Депо», «Василеостровский»… Много других рынков не только в Москве и Санкт-Петербурге, где всё красиво, симпатично. Есть и фудкорт какой-то, есть и фермерские продукты. Мы понимаем, что подобный объект в городе должен быть и должен сохраниться. Единственное, он должен прийти в цивилизованное состояние. Как он сам, так и прилегающие территории.
Морев, конечно, сказал красиво. Но есть ли в Архангельской области столько фермерской продукции, чтобы заполнить такое здание?
Не факт, но замысел хорош. Главное, чтобы здание Центрального рынка не опошлили очередные организаторы ярмарок — порочащие чудовища из начала 90-х. Те самые чудовища торговли, что сейчас втюхивают народу говно на площади перед ж/д вокзалом и в здании МРВ.
Но вообще с мыслями губернатора и градоначальника трудно не согласиться. Замысел — на пять.
Другое дело цена. Первоначально на тендер рынок выставлялся за 116 миллионов. Так что цена продажи возросла не значительно. Но других покупателей не было, а потому и битвы на аукционе в фильме «Блеф» с Челентано не случилось.
Рынок — это мир: там люди работают, торгуют, кормятся. Потому есть обременение — в течение года новый собственник должен сохранять места и создать условия для профпереподготовки ныне работающих кадров.
Относительно. В кого можно переподготовить человека, который всю жизнь торговал петрушкой? В сварщика, в скрипача?
Смущает и покупатель. Это ООО «Форшип». Компания была создана Абаем Сандыбаевым в 2007-м году в Питере — гендиректором и хозяином «СМП- Санкт-Петербург», вторым соучредителем конторы было тогда ещё наше архангельское «Северное морское пароходство».
В 2009-м Абай уходит из компании и её единственным учредителем, и гендиректором становится некто Григорий Васильев. Питерский мужик, двигающийся по водно-транспортным делам.
Дела шли вяло. Итог 2022-го года — минус 1,7 миллиона рублей.
Но в 2023-м случилось чудо. У фирмы появились деньги, пока никак не отражённые в балансе (это случится после отчётности в следующем году). Много денег — как минимум 24 миллиона обеспечения для покупки рынка. И должны появиться ещё 97 миллионов, чтобы окончательно расплатиться с покупкой.
Фирма с 10 000 уставного фонда переезжает в Архангельск, в бывшее здание «ИЛИМа», в котором позже размещалось скандально известное КРАО. Там сейчас ЦУР, ещё какие-то околоправительственные конторы. Короче, дом стал престижным. Там в офисе 2 на третьем этаже и должны сидеть новые хозяева рынка.
В общем, схема выглядит довольно типичной. Некий инвестор берёт фирму-оболочку, накачивает её деньгами и делает покупку. В принципе, все сколь-нибудь значимые проекты в России именно по такой схеме и осуществляются.
Короче, время покажет. А на данный момент анализировать нечего — есть только картинки. Остаётся только верить, что так оно и будет. И чуточку больше открытости он нового собственника — прийти, рассказать, показать, аргументировать на русском языке.
На данный момент известно лишь то, что концепция развития Архангельского рынка разрабатывается на основе успешного опыта развития рынков «Депо» и «Даниловского» в Москве, а также «Василеостровского» в Санкт-Петербурге.
Вот так пока видится будущее. Смотрите…