С точки зрения геополитики прогнозируемая и весьма перспективная идея. Судите сами: запад на замке и надолго, на железной дороге в восточном направлении пробки, южный путь через Каспий, Кавказ и Иран в Азию нестабилен.
Есть Северный морской путь. Но Мурманск загружен. Остаётся Архангельск.
Однако тут всё сильно запущено, и долгие годы порт не считался перспективным: он замерзает, имеются ледокольная проводка, глубины, а железная дорога не электрифицирована.
Но однажды припёрло, и теперь правительство страны готово вложиться. Размеры финансов, правда, пока не декларируются и даже не анонсируются, при этом некое подобие «дорожной карты» уже имеется:
- в 2024 году заинтересованные инвесторы и правительство Архангельской области должны разработать инвестиционную декларацию, а Росморречфлот рассмотреть её;
- в 2025–2026 годах должна быть завершена разработка проектной документации и начато строительство.
То есть о суммах инвестиций пока что можно лишь догадываться. Учитывая инфляционные риски, сложность логистики, санкции и их обход, всё будет очень дорого. Сотни миллиардов. Если не триллион.
Если кратко, то, согласно плану, должен появиться новый глубоководный порт, терминал, проведены дноуглубительные работы, обновиться ледокольный флот и транспортная инфраструктура в Архангельске. Последний пункт описан достаточно подробно и включает в себя:
— реконструкцию мостового перехода через реку Кузнечиху;
— строительство мостового перехода через Кузнечиху в створе по улице Кировской с выходом на дорогу федерального значения;
— реконструкцию дороги по улице Советской от улицы Валявкина до улицы Терёхина;
— реконструкцию моста через реку Соломбалку по улице Советской;
— капитальный ремонт мостовых переходов через реку Повракулку и реку Соломбалку по Маймаксанскому шоссе и улице Победы;
— модернизацию автомобильных дорог по маршруту Архангельск — Новый терминал.
— газификацию завода «Красная Кузница», дополнительные железнодорожные пути, модернизацию ряда образовательных учреждений.


Кое-какую конкретику внёс намедни губернатор Цыбульский:
— Одно из основных мероприятий плана — строительство нового терминала в морском порту Архангельск ориентировочной мощностью 25 млн тонн к 2040 году. В Двинском заливе Белого моря для этого будет создан глубоководный морской район.
Судя по всему, Двинской залив Белого моря — это, скорее всего, где-то в районе Мудьюга. По крайне мере, в открытом доступе какие-то схемы присутствуют только относительно этого места.
— План предусматривает строительство и ввод в эксплуатацию в 2026 году морского терминала по отгрузке свинцово-цинкового концентрата на архипелаге Новая Земля, — добавил Александр Цыбульский. — Кроме того, важнейшая часть этого плана — обновление ледокольного флота и судов ледового класса, развитие железнодорожной и автодорожной инфраструктуры, в том числе строительство новых подъездных путей и мостов к действующим и новым терминалам морского порта Архангельск.
Значимая часть плана касается обновления ледокольного флота и судов ледового класса. Она подразумевает завершение строительства ледокола проекта 23620 для работы в районе Белого моря и принятие решения о создании научно-экспедиционного судна проекта НЭС-126. Новый корабль должен обеспечить работу труднодоступных метеорологических станций Росгидромета и ведение экологического мониторинга в Арктике.
Пока что это всё, что известно про план.
Грандиозно. По масштабу даже больше, чем Крымский мост.