С недавних пор разговоры о культуре и возрождении традиционных ценностей стали новой модой, хоть зачастую за такими разговорами ничего не стоит — ни понимания, как это делать, ни желания этим заниматься. Дорвавшиеся до своих кормушек, пытаются усидеть разжиревшими пятыми точками сразу на двух стульях. Им приходится говорить о культуре, но при любой подвернувшейся возможности они резко отворачиваются от культуры к коммерции.

Такова обстановка и в Архангельске. В нашем городе об искусстве и культуре говорят довольно громко, но в приоритете для этих говорящих остаются по-прежнему деньги.

За примерами не надо ходить далеко. Очень ярко эту ситуацию можно наблюдать в Петровском парке. Чем хуже ему становится, тем громче говорит о культурных достижениях директор драмтеатра Сергей Самодов. Под его контролем ещё и прилегающий к театру парк — общественная территория, судьбу которой, по идее, должен решать не отдельно взятый человек, а сами горожане.

За эти два года парк пережил больше, чем за всю горемычную перестройку. Зимой 2022 года он превратился в «Королевство волшебных огней» — вся его территория была заполнена нелепыми светящимися фигурами в стиле «Маши и Медведя» из Майского парка. Уродливые ведьмы с котлами, пауки, драконы и прочая нечисть мешали горожанам спокойно гулять в приятной атмосфере тихого зимнего парка и даже оскорбляли чувства верующих — один православный написал на Самодова жалобу. 

Из-за дурацкой выставки фигур парк работал в странном режиме, в него зачастую было невозможно попасть, а для установки и демонтажа фигур его закрывали на несколько дней.

Весной 2022 года Самодов решил открыть в парке кофейню. В результате сбоку от театра влепили уродливый ларёк, который горожане назвали «сараем». Любой ландшафтный дизайнер скажет, что эта архитектурная форма входит в конфликт со всем, что есть в парке, включая здание драмтеатра, однако кофейня спокойно функционирует по сей день в том виде, в котором открылась. 

Стерпится — слюбится, как говорится.

Летом 2022 и 2023 тут проходил незабываемый «Белый июнь» — фестиваль всего сразу. В парке торговали едой, играли музыку, продавали книги, смотрели фильмы под открытым небом и создавали прочий шум, несвойственный для парковых зон. Каждый год это длилось больше месяца. Ничего положительно прекрасного «Белый июнь» Архангельску не принёс. 

Этот фестиваль лишь позволил заработать на архангелогородцах тем людям, которые сюда приехали из Москвы и Питера — книгоиздателям, торговцам наклейками и прочим балаболам, не имеющим прямого отношения к какому-либо искусству. Ну и, конечно же, самому Самодову, компании его местных партнёров по окучиванию городского бюджета, а также министру культуры. 

«Белый июнь» для нашего министра культуры — часть портфолио. В парке во время проведения фестиваля снова нельзя было спокойно погулять, он превращался в тусовочную зону для заскучавших горожан, которые в жизни не ели ничего слаще пряника и потому дорвались до новых зрелищ. 

Никакой «культуры», однако, в таком отношении к себе и своему городу вновь не оказалось. Дикие коммерсы сбагрили свою печатную продукцию наивным архангелогородцам и умотали восвояси, использовав пространство парка как дешёвую проститутку.

Зимой 2022-23 из парка на несколько месяцев сделали каток, залили все прогулочные дорожки. Просто ходить по нему снова не представлялось возможным. Самодов создал из парковой территории прекрасную иллюстрацию к последнему кругу дантовского «Ада». В качестве издевательства он установил среди льдов туалеты, которые поначалу были бесплатными, а потом вдруг стали платными.

Горожан такой расклад закономерно не устроил, и десятки недовольных жителей стали взламывать двери в туалет. В ответ Самодов разразился гневной тирадой, в которой назвал архангелогородцев «неандертальцами», обвинив в жадности и прочих смертных грехах. Мысль о том, что банковские карточки (оплатить туалет наличкой нельзя) есть не у всех, в его лысую голову не пришла даже на минуту. 

А вот про жадность слышать от такого человека было просто смешно.

Летом 2023 Самодов изуродовал великолепный фонтан со львами. Несколько месяцев фонтан укрывали от горожан ширмой, чтобы потом показать унылый серый новодел. Прежде каменный фонтан в зависимости от освещения казался то зелёным, то бледно-жёлтым, то бронзовым. Сейчас он выглядит как бесцветная, безвкусная подделка из гипса и бетона, лишённая какой-либо эстетической ценности и аутентичности. 

Нельзя поверить, что самому Самодову не стыдно от этого ужаса. Пойманный за рукав, в очередной раз оправдывается у себя в соцсетях, пытаясь всех убедить, что фонтан отреставрирован наилучшим образом, мастерами класса люкс.

Осенью 2022 и 2023 в парке проходила ещё одна чудовищная мистерия — Маргаритинская ярмарка. Это бродячее шапито поглотило парк на несколько дней. 

Возле театра шла бойкая торговля вениками для бани, мёдом и восточными сладостями, в которых утопали мухи, деревянными пистолетами и ножами для детей, «свистульками», отвратительной китайской женской одеждой, ёлочными игрушками, чаем… Словом, ненужной мелкой дрянью, которую даже нельзя назвать милой. 

Осмысленность таких покупок — нулевая. Нормальные люди не будут покупать всю эту глупость, без которой они как-то жили целый год и прожили бы ещё не один. На ярмарку ходят не для того, чтобы купить что-то реально нужное, а от скуки, от недостатка интересных и доступных событий в городе. Маргаритинка для горожан — не экономический феномен, а культурный. На безрыбье и рак — рыба.

Но люди, которые проводят ярмарку в парке (!), деформируют взгляд жителей на город, на городские пространства. Ярмарка в парке — это извращение. Так просто не делается. Это и есть то самое разрушение культуры, которое идёт вразрез с государственным трендом по защите национальных ценностей, искусства, истории и т. д. 

Потому что культура — это умение гулять по парку, наслаждаться тишиной и спокойствием, а не превращение парка в круглогодичный базар. Культура — это не шатры торговцев перед фонтанами, не дешёвые пёстрые палатки с мармеладом у крыльца театров. Варварство, коммерция, хищническое отношение к городскому пространству и эстетическое растление горожан — вот, видимо, каковы приоритеты у Самодова и его компании.

Всеми своими проектами Самодов превращает архангелогородцев в быдло. Прекрасный исторический уголок, отданный в его распоряжение, несколько лет планомерно уничтожается до основания, теряет свою суть. Это не закончится до тех пор, пока варвар-управленец не покинет свой пост и не уедет уничтожать новые локации в других городах.

В ответ на обвинения подобного рода такие чиновники, как Самодов, обычно говорят: «Вкусовщина! Мы за всё хорошее, а вы во всём видите только чернуху». Как хорошо, что на Страшном суде это не прокатит.