Напомним, что журналист Александр Губкин убыл на Донбасс в составе гуманитарной миссии «Единой России» вместе с посланником мира Владиславом Жгилёвым.

Волонтёры привези медикаменты и школьные принадлежности, необходимые детям на новых территориях.

Маршрут миссии — Донецк, Луганск, Мариуполь и Мелитополь.

Жители данных населенных пунктов получают лекарства, а также тетради, дневники, ранцы и прочие предметы, необходимые, чтобы собрать ребёнка в школу.

Всё вышеперечисленное собрано исключительно на добровольной основе жителями Архангельской области. Автомобили, на которых в дальний путь отправляется гуманитарная миссия, предоставлены компанией «Севзапдорстрой».

Архангелогородец Владимир Яковлев, заядлый охотник, передал целый набор снайпера: маскхалат, бинокль, мазь для разгона крови, капли для глаз и прочее.

А бабушка из Архангельска на свои деньги купила оборудование для реабилитации раненым солдатам.

***

В минувшую субботу наши посланники мира приняли участие в конференции волонтёров со всей России и не только. В луганском университете имени Даля собрались достойнейшие люди из Ростова, Ингушетии, Твери, Южной Осетии, Крыма и, конечно, Вьетнама.

И, естественно, всегда интересен живой, без официоза рассказ о том, как протекает жизнь в прифронтовых городах новых российских территорий.

***

Итак, Луганск.

Столица ЛНР — это место, где время остановилось. Город плотно увяз где-то между 1995 и 2005 годами. Если среди наших читателей есть ностальгирующие по Советскому Союзу, то им именно сюда, тем более что первое время после обретения независимости местная власть пыталась построить нечто похожее на небесный СССР.

Во всяком случае, сразу несколько местных жителей, не сговариваясь, рассказали, что недолго после 2014 года и учитель, и профессор, и монтёр, и продавщица получали одинаковые зарплаты. Одна проблема — равнялись они двум тысячам российских рублей.

Со временем меняющиеся руководители республики понимали, что социализм не построить, просто уровняв всех по деньгам, и выплаты стали расти. С приходом России они начали расти существенно.

Женщина по имени Наталья рассказала, что соотношение цен и зарплат — главная проблема всех последних 9 лет. Да, в 2014 году она получала 2000, как и все. Потом 6 тысяч, потом 10, с 2022 года — 20 + 10 пенсионных. По её словам, стаж работы при Украине ей никто не засчитал и вместо звания ветерана труда её ждали начисления по нижней границе.

Наталья говорит, что так со всеми, кого она знает. Её сын работает на заводе и получает чуть меньше 30 тысяч. Вместе на жизнь хватает, но если кто-то из членов семьи уедет или потеряет доход, то придётся экономить на базовых вещах.

И это при том, что цены на продукты в Луганске способны удивить даже жителей закрытых северных городов. Грудка курицы — 400 рублей, свинина — 600, яйца — 70, килограмм гречки — 50-60 рублей. На рынке еда дешевле, но её быстро разбирают и продают не всё, что нужно.

Удивили цены и на главный ресурс Донбасса — уголь. Наталья живёт в одноэтажном частном доме с угольным отоплением. За зиму две топки расходуют 5 тонн угля. Если покупать топливо летом, то одна тонна стоит 12500 рублей, ближе к холодам — 15 000 рублей. Получается, что раз в полгода женщина с заработком в 30 тысяч тратит порядка 60 на отопление. Это 5000 в месяц, если распределить эти траты на весь год.

Каждый новый глава республики и депутаты перед выборами обещают уровнять зарплаты луганчан с ростовскими, но Наталья уже не верит, что это когда-нибудь случится.

Напомним, в первые дни поездки мы сравнивали цену стаканчиков кофе, скорость Интернета на федеральных трассах и качество дорог. Так вот, Луганск — это про реальные проблемы, и такие мелочи здесь даже обсуждать стыдно.

Дороги. Корреспондент ИА «Эхо СЕВЕРА» собственным седалищем оценил качество асфальта от Архангельска до Мелитополя и ответственно заявляет: наш регион занимает почётное второе место с конца. Даже в ДНР (о Донецке поговорим в одной из следующих публикаций) дороги лучше, чем на Севере. Разрыв между ЛНР и М8 огромен. Да, после 2022 года ряд улиц в самом Луганске и вокруг него преобразились, но сделать предстоит ещё очень и очень много. Трасса от границы до столицы республики не оставляет сомнений в том, что человек находится в зоне боевых действий. Ехать по ней больше 80 километров в час опасно для водителя, его машины и окружающих.

Перед особо запущенными участками как будто специально ради шутки стоят знаки: «Причина аварийности — превышение скорости и нарушения ПДД». Яма посреди дороги, в которой можно оставить колесо, очевидно, на аварийность не влияет.

Луганск — один из самых мирных городов за всю поездку по новым территориям. Там меньше всего военных на улицах, меньше чувство опасности, меньше домов напоминают о боях, но к довоенной жизни его так и не смогли вернуть до конца. Например, раньше по улицам сновали советские трамваи, из-за перебоев со светом их убрали. Теперь рельсы частично распилены, частично заросли травой, а брусчатку от трамвайных путей используют для мелкого дорожного ремонта.

Общественный транспорт состоит, в основном, из тесных маршруток типа «Газелька» или чуть более вместительных аналогов.

Даже в центре далеко не везде принимают безналичный расчёт. Продавщица с калькулятором и мешком мелочи — местная норма.

Ещё одна проблема — связь. По какой-то причине российские операторы считают Луганщину другим государством и сразу за КПП врубают роуминг. Местные операторы больше заточены под звонки, поэтому действительно быстрый мобильный Интернет пока сюда не добрался.

Но настоящая трагедия — убыль населения. Только сейчас некоторые из уехавших видят положительные изменения в республике и начинают возвращаться, но на улицах до сих пор практически нет молодых совершеннолетних парней в гражданском. Всё та же Наталья рассказала, что в ЛНР все 8 лет мобилизация не заканчивалась. Остальные респонденты также подтвердили, что вся молодёжь либо уехала, либо служит, либо работает на предприятиях.

Примечательно, что вообще все должности из сферы услуг занимают местные жители славянской внешности. Похоже, что работы в городе больше, чем соискателей.

С возрастным женским населением в дальнейшем поднимать республику будет не просто. Сейчас все положительные изменения происходят за счёт РФ. Дороги строит привозная техника с иногородними рабочими. После 2022 года в почти во всём Луганске появился стабильный поток воды в кранах (раньше была по графику), существенно сократились перебои со светом. Все опрошенные луганчане отмечают, что в городе стало больше порядка. Вернулись участковые, а российская полиция вместо народной милиции добавила местным спокойствия.

С фразой «Россия — это порядок » здесь согласны многие, но, повторимся, ещё нужно сделать очень много, чтобы полноценная жизнь вернулась в это место. Пока же Луганск оставил впечатление опустевшего города-полумиллионника, где домов явно больше, чем жителей.

В 23:00 улицы пустеют, абсолютно всё закрывается, в окнах гаснет свет — комендантский час. Засыпаем и мы.

До связи из Мелитополя.