Премьера: 2002 год

Жанр: документальный фильм

Режиссёр: Лени Рифеншталь

За новым материалом она отправилась в Папуа-Новую Гвинею, чтобы снять там… море и его обитателей. Съёмки заняли почти 30 лет — с 1974 по 2000 год. Рифеншталь погружалась на морское дно с аквалангом и камерой (в 1974 году ей было уже 72 года!) и снимала воду, светящихся рыб, кораллы, песок, водоросли, моллюсков, морских коньков… 

Итогом её работы стал 45-минутый документальный немой фильм «Коралловый рай». 

В процессе съёмок режиссёр делилась: «Фильмы на подводную тематику делают упор либо на  научную сторону, как фильмы Жака Кусто, либо на чувства телезрителей, как голливудские фильмы об акулах. Мы же планируем снять нечто совершенно иное». 

И у неё действительно получилось сделать необычную картину — эстетское наблюдение за завораживающим подводным миром. Но главное, что делает этот фильм произведением искусства, — это контекст, в котором он создавался. 

В ХХ веке к искусству стали относиться принципиально по-новому. Критерием оценки творческой продукции стало наличие особого контекста, в рамках которого этот продукт представлялся публике. 

В 1917 году дадаист Марсель Дюшан на выставке Общества независимых художников продемонстрировал писсуар (он назвал свою инсталляцию «Фонтан»), поставив тем самым вопрос о том, как контекст формирует восприятие искусства. Но даже самые смелые авангардисты не рисковали сделать контекстом своего произведения собственную биографию, тем более — преступления. 

А Рифеншталь в своей последней работе решила пойти именно на это. В контексте её биографии фильм про рыб и морскую воду смотрится крайне вызывающе и странно, но ровно до тех пор, пока зритель не задумается о предпосылках и мотивах создания такого кино таким человеком.

Понимая, как общество относится к ней после её сотрудничества с Гитлером, Рифеншталь в своих интервью много раз поясняла: она занималась чистым искусством и была заворожена не сутью тех вещей, которые снимает, а их формой. Её глаз скользил по поверхностям материальных форм, схватывал красоту движения, жеста, тела. Словом, композиция и ритм были для неё куда важнее идеологии, просачивающейся на её кадры, ведь чистое искусство всегда абстрактно и не претендует на выражение какой-либо социальной позиции. 

То, что её фильмы использовались нацистской пропагандой, Рифеншталь не отрицала, однако она ставила в приоритет волю к самовыражению, а не этические моменты, — режиссёр творила без оглядки на последствия своего творчества, игнорируя социальную ответственность. 

Её фильмы можно считать выдающимися в первую очередь благодаря формалистским приёмам и особой метафизической оптике самого режиссёра. В «Коралловом раю», как в наиболее абстрактной и «этичной» картине Рифеншталь, лучше всего видна её инфантильная, но простительная незаинтересованность в чём-либо, кроме искусства. 

Последний её фильм — главное оправдание и самой Рифеншталь, и любого настоящего художника, который невольно умножал зло.

0+

Алексей Черников