В 2021 году вертолёт был представлен уже в качестве памятника, а в 2023 был перемещён на постоянную стоянку.

Каждый, кто въезжает в аэропорт Васьково, обращает внимание на огромный серый вертолёт, который в народе называют военным.

У вертолёта необычный облик: «глазницы» двух турбин над кабиной придают ему почти осмысленное «выражение лица».

Фото Надежда КорельскаяФото: Надежда Корельская.

Это Ми-6 — «воздушный великан», «Геркулес» среди вертолётов, был создан в 1950-е годы ХХ века в конструкторском бюро под руководством Михаила Миля, девизом которого были слова: «Многие работают, чтобы жить, а я живу, чтобы работать».

Иностранные специалисты были поражены возможностями русской воздушной машины-гиганта: Ми-6 мог поднять самый большой западный вертолёт вместе с загрузкой.

Для своего времени Ми-6 был чудом инженерной мысли.

Впервые в вертолётостроении были использованы турбовинтовые двигатели. Вертолёт оснастили автопилотом, важным навигационным оборудованием, а введение в состав экипажа штурмана позволило использовать машину в любое время дня и ночи.

МИ-6 побил не один мировой рекорд, в том числе и по скорости, которая достигала 340 км в час.

Это был не только самый быстрый, но и самый сильный советский вертолёт.

Созданный изначально для нужд армии как десантно-транспортный, многоцелевой, Ми-6 скоро проявил себя и как машина, идеальная для потребностей мирного времени.

Это вертолёт-трудяга, он может перевозить до 50 пассажиров, до 12 тонн груза внутри фюзеляжа или 8 тонн на внешней подвеске.

История установленного на «вечную стоянку» вертолёта Ми-6 тесно связана с историей 2–го Архангельского объединённого авиаотряда, который базируется в Васьково с 1982 года.

Ми-6 был незаменим при геологоразведочных работах, в нефтегазовой отрасли. Для перевозки людей использовали обычно Ми-4, который также можно увидеть поставленным на вечную стоянку в аэропорту, а сильный Ми-6 применяли для транспортировки грузов на места промыслов, буровых установок в труднодоступные районы: Амдерму, Варандей, Ненецкий автономный округ.

Вертолёты 2-го Архангельского объединённого авиаотряда работали в Тюмени, Печоре, Ухте и других труднодоступных местах.

Фото Арина Родионовна Мухоморова-ЛомоносоваФото: Арина Родионовна Мухоморова-Ломоносова.

Конечно, управлять таким вертолётом могли только асы своего дела.

Экипаж вертолёта насчитывал пять человек: командир, второй пилот, штурман, бортмеханик и бортрадист, который, несмотря на своё название, в основном работал оператором внешней подвески.

Для того, чтобы экипажу и пассажирам было комфортно внутри вертолёта, на Ми-6 установили систему отопления и вентиляции.

Заслуги Ми-6 были увековечены в качестве памятников и музейных экспонатов: в Центральном музее Военно-воздушных сил РФ, Парковом комплексе истории техники имени Сахарова, аэропорту Сургута, музее вертолётов в Торжке и многих других местах.

В настоящее время на территории, окружающей вертолёт-гигант из Васьково, ведутся работы по благоустройству. В ближайшее время будет сделан проход к вертолёту для комфортного осмотра и фотографирования.

Даже поставленный на вечную стоянку воздушный силач, созданный для войны, но трудившийся на благо мира, продолжает удивлять своими размерами и мощью и даже вдохновлять на создание стихотворений:

«Гигант в Аэрофлоте есть,

Зовётся коротко: Ми-6.

Под Новый год

Во все посёлки

Ребятам он развозит ёлки.

Не зря его так любят, ждут

И Мишей ласково зовут».

Автор: поэт Сибирёв


Мониторящая жизнь аэропорта Васьково Арина Родионовна Мухоморова-Ломоносова, специально для «Эхо СЕВЕРА»