28 июля 1957 года в СССР открылся VI Все­мирный фестиваль молодежи и студентов. Событие, навсегда изменившее и страну, и её жителей.

Впервые со времен войны чуть приподнялся «железный занавес» между Советским Союзом и Западом и в страну подуло.

А потом и продуло. Но это значительно позже.

На протяжении двух недель Москву посетило около 35 тысяч человек из 13-и стран.

Не только для советских людей, но и для иностранных туристов это время открыло много нового. Они точно так же не имели понятия, что происходит в стране Советов, как живут советские люди, которые всё это время были отрезаны от «влияния капитализма».

Вместе с иностранцами в СССР проникли рок-н-ролл, джинсы, кока-кола, юбки клеш и кеды.

Постепенно этого добра появилось всё больше, мода менялась, к пяти вышеназванным категориям добавились потом дублёнки, бикини, бубль гумы, эротические карты.

Потом добавился журнал «Америка». Запрещённый «Посев», радиоголоса, глушимые сильно и не сильно, «Бони М»… Впрочем, всё это тоже позже. Уже ближе к развалу.

А ещё 28 июля 1957 года в стране зародилась новая подпольная профессия — «фарцовщик». Лихие были парни и довольно (по нынешним временам) честные — если уж говорили про джинсы «Монтана», так это была «Монтана».

Фарцой — валютой, джинсами, винилами, кроссовками, кедами, кепками и прочей западной тряхомудью — торговали по выходным на «туче». Она же — толкучка.

В Архангельске это место было на южном маршруте. За Вар-Факом. За шмотками ездили в воскресное утро на трамвайном маршруте № 2, вылезали за остановку, то есть заранее, и шли пешком. Советская аристократия ездила или на своих колёсах, или на такси.

Простой советский человек на один поход на «тучу» копил месяца три, долго ходил вдоль рядов, прицениваясь, и только потом решался.

Позже, когда уже рушился Союз, очень многие первенцы капитализма — предприниматели, курьеры кокса, продвинутые музыканты, диджеи, депутаты — люди, выбившиеся в люди после перестройки, начинали свой путь к светлому для них капиталистическому будущему с «тучи».

Большинство фарцовщиков платило бакшиш: спортсменам за охрану, ментам за то, чтобы не появлялись в ненужном месте, комсомольским работникам за то, чтобы не совали нос. Часто бакшиш платился бартером — то есть натурпродуктом.

Собственно и деятелями капитализма тогда становились или фарцовщики, или бандиты, или бывшие комсомольские боссы, тихо враз разворовавшие комсомольскую собственность и воспользовавшись связями в партократической номенклатуре.

Все, кого не схватили правоохранители советского строя — все выбились. Ибо именно на фарце получили предпринимательскую закалку. Ну, а кому не повезло — сгинули: кого расстреляли (была за фарцу и валютные спекуляции высшая мера), кто сгинул на зоне и освободился, когда уже вовсю гудели рыночные отношения.

В любом случае, у почти любого рождённого в СССР были отношения с фарцой — почти все хоть раз надевали «Монтану», не абхазский «Адидас» и имели хотя бы один фирменный (не мелодиевский) винил «Ерапшн», или «Чингис-хана» и даже «Балантайс» и французские духи.

Такой вот исторический день. День открытия миру СССР и день открытия СССР миру.