Режиссер: Рэйф Файнс.
В ролях: Рэйф Файнс, Джерард Батлер, Ванесса Редгрейв, Брайан Кокс, Джессика Честейн, Джеймс Несбитт, Лубна Азабаль, Ашраф Бархом.
Премьера 14 февраля 2010 года.
Все чаще можно встретить мнение о том, что к ХХI веку люди измельчали в культурном плане. Мол, вот раньше были Высоцкие, Бернесы, еще раньше Гюго и Вольтер. Времена Шекспира вообще прекрасны: культура сочилась из-под каждого камня, а сейчас эти ваши Моргенштерны* (признан иностранным агентом) только про гениталии и поют.
События последних месяцев и один британский фильм, не потерявший свою актуальность за 13 лет с момента выхода, можно использовать в качестве аргументов в спорах с поборниками утраченной культуры общества и быта. Сюжеты Шекспира гораздо ближе к нам, чем кажется и, оказывается, очень хорошо оборачиваются в современную упаковку.
Речь пойдет о ленте 2010 года выхода — «Кориолан». Снял кинопьесу известный актер Рэйф Файнс. Для него театральные роли всегда были не менее важны, чем съемки в фильмах. Видно, что экранизировать произведение английского классика - давняя мечта Файнса, недаром главная роль прописана именно под него.
Вторую главную роль сыграл не менее известный Джерард Батлер, к тому моменту успевший сняться в двух хитах подряд: «300 спартанцев» и «Законопослушный гражданин». Как сам актер позже рассказывал, в своё время именно «Кориолан» в 1990 году спас его от шага с крыши. Когда Батлер был на грани, его окрикнул друг и уговорил устроиться наконец на нормальную работу в театр. Первая постановка, к которой будущий царь Леонид приложил руку, именно произведение Шекспира о герое древнего Рима.
Остальные роли также достались топовым британским актерам. В «Кориолане» снялись Ванесса Редгрейв, Брайан Кокс, Джессика Честейн. Компанию им составили не менее талантливые молодые коллеги: Лубна Азабаль и Ашраф Бархом. Крепкий актерский состав — основа любой пьесы и, в данном случае, фундамент получился что надо.
Шекспировский текст идеально подходил для создания классического пеплума, но Файнс решил осовременить пьесу, заменив античные декорации на антураж конца ХХ — начала XXI века. Его «Кориолан» происходит в современной Италии: Сенаторы сменили тоги на галстуки и пиджаки, вместо кавалерии — танки, солдаты, хоть и именуются легионерами, но носят кевларовые шлемы и воюют не гладиусами, а американскими винтовками AR-15.
Интересно, что реплики из оригинального произведения оставлены без изменений, добавляя колорита происходящему. Зритель поначалу испытывает диссонанс от вычурных диалогов героев с античными терминами в контексте сегодняшней действительности, но потом привыкает, поскольку одно не противоречит другому и органично сочетается.
В плане повествования Файнс также решил не отходить от Шекспира. В фильме опущены некоторые эпизоды, но, в целом, пьеса пересказана довольно подробно без потери ключевых событий.
Сегодня отечественному зрителю стоит пересмотреть «Кориолана» исключительно ради сюжета. Игра британских театралов в боевике по Шекспиру — это смело, интересно и необычно, но данные плюсы остались в 2010. Думается, в 2023 именно древняя история заиграет новыми красками.
Загибайте пальцы, если найдете в описании сюжета знакомые моменты, посмотрим, хватит ли двух рук.
Кориолан — почетное прозвище полководца Римской республики Гая Марция, полученное им после победы над племенем вольсков в их городе Кориолы, что на севере Италии. Бой у стен Кориол был долгим, римляне неоднократно и безуспешно пытались взять стены, их силы, решимость и численность таяли в уличных боях, пока Гай Марий лично не возглавил решающую атаку. Увидев командира на передовой, легионы воспряли духом и выбили варваров из города.
Гарнизоном Кориол командовал вождь вольсков Тул Авфидий. Марций и Авфидий встречаются в схватке, которое заканчивается лишь тогда, когда собственные солдаты утаскивают варварского лидера с поля боя.
Теперь Кориолана ждет триумф в Риме и карьера, не связанная с боевыми действиями. После батальных сцен с перестрелками на узких улочках, зритель понимает, что война — это стихия Марция, а вот гражданская жизнь и тем более политика ему чужды. На войне всё честно и просто, а лицемерные физиономии сенаторов и трибунов вызывают у Гая зубовный скрежет и желание уронить их всех на мечи.
Гай Марций Кориолан жесток к врагам, не терпит предательства и дезертирства, велеречивым тирадам предпочитает солдатскую брань, держит себя в строгости (ежедневно до блеска выбривая голову и лицо) и не допускает распущенности среди подчиненных. При этом жена, мать и дети для него — святое. Только ради них он готов отступить от своих принципов.
По возвращении в Рим, матушке удается уговорить военачальника подать заявку на должность консула. Триумфатора Кориолана тепло принимают в сенате и даже плебс превозносит любимца легионов, подарившего долгожданную победу.
Впрочем, к простому народу у Марция отношение чуть ли не хуже, чем к политикам. Принципиальный полководец буквально ненавидит плебеев за их непостоянство. Он уверен, что простолюдины сегодня встанут на сторону того, кто накормит их здесь и сейчас, да наобещает сытой жизни, а завтра будут носить на руках совершенно другого человека за то же самое.
Однако амбиции стать первым лицом государства заставляют Мария изображать улыбку и даже касаться тех самых бедняков.
В Риме тем временем не стихают голодные бунты. Народ просит хлеба, но измотанная войной республика не может накормить всех нуждающихся. Приходится вигилам с резиновыми дубинками вместо копий и пластиковыми скутумами разгонять митинги плебеев.
Народные трибуны Брут и Сициний чувствуют, что на волне протестов могут усилить свои позиции в сенате, угрожая подбить еще больше недовольных на выступления. Волевой Кориолан с диктаторскими замашками им вовсе не нужен.
Представители плебса потихоньку подтачивают авторитет Марция, лишают его трибуны для выступлений, вбрасывают слухи о его отношении к народу и провоцируют общественность на самосуд.
Привыкший к военной прямолинейности Кориолан решает разом прекратить эти подковерные игры и на одном из собраний высказывает всё, что думает о сенате и римлянах:
Нам говорят яснее слов: «Нас больше,
Мы попросили хлеба — и от страха
Они нам дали хлеб». Природа власти
Унижена, и снисхожденье наше
Зовется трусостью. Наступит время,
Когда спадут замки с ворот сената,
И станут вороны, в него ворвавшись,
Клевать орлов.
За эти речи трибуны нарекают вчерашнего триумфатора предателем и изгоняют его из Рима. В ответ на это Марций кричит, что это он изгоняет Рим из себя и отправляется в добровольно-принудительное странствие, затаив глубокую обиду на всю республику и испытывая острую жажду мести.
Дорога приводит Гая в лагерь заклятого врага Авфидия. Выслушав историю римлянина, вождь вольсков принимает его, как равного и предлагает исполнить возмездие, возглавив его армию в походе на Рим.
Под предводительством Кориолана вольски берут один город за другим, практически без сопротивления. Республике не из кого набирать новую армию, а оставшиеся части некому возглавить. Сенаторы в панике понимают, что у них не получится силой остановить поход мятежного генерала на столицу и с болью в душе принимают стратегию переговоров.
Кориолан с презрением отсылает официальных дипломатов, прогоняет бывших друзей и продолжает неуклонно вести вольсков на Рим.
У самых стен вечного города сенаторы прибегают к последней попытке отговорить Марция брать столицу. На переговоры отправляют семью полководца и только слезы жены заставляют римлянина отказаться от грабежа и разорения бывшей Родины.
Кориолан заключает мир, разворачивает свои части и уводит вольсков обратно за Тибр. В лагере Марция уже поджидает Тул Авфидий, не готовый примириться с предательством недавнего союзника. Вождь припоминает римлянину все старые и новые обиды, а после протыкает его тактическим ножом, который во вселенной Файнса зовется мечом.
Как говорит вождь Авфидий, Кориолан совершил когда-то большие подвиги, но затем «не мог снести спокойно свой почет», забыв о том, что «заслуги человека зависят лишь от общего суда».
Шекспир же осуждает своего героя за непомерный индивидуализм и презрение к общей цели ради личной мести. Да, трибуны у него описаны, как политические флюгеры, что тоже не есть хорошо, но они хотя бы не изменяют себе и от начала до конца остаются с очень гибким позвоночником.
В противовес им Кориолан взвалил на себя груз ответственности за весь народ, но не смог умерить свой гонор и показал абсолютную недоговороспособность, понадеявшись задавить проблему силой, когда напрашивался компромисс.
Для обывателей в этой истории мораль довольно проста: предавший однажды, предаст не единожды.
13 лет назад работу Рэйфа Файнса, если и критиковали, то за притянутость современных антуражей под античный текст. В 2010 году действительно могло показаться, что слова английского классика не всегда идеально ложатся на контекст ХХI века, но сегодня задумка автора наконец раскрылась во всей красе и даже заслужила многомиллиардный косплей, не уступающий по культурной значимости.
После просмотра «Кориолана» рекомендуем изучить миры Владимира Сорокина. В тот момент, когда и его произведения станут вновь актуальными, лучше быть в группе людей, знакомых с оригиналом.
16+
Александр Губкин