В последние годы фиксируется рост жалоб пациентов на качество оказания медицинской помощи. Ситуации бывают разные.
Что делать в самых критических ситуациях, когда в результате некачественной медицинской помощи причинён вред здоровью или наступил летальный исход?
Здесь мы остаёмся один на один со своей болью, становимся беззащитными перед системой и медицинской организацией, в которой работает целый штат юристов. Многие отправляют иски в суды или жалобы в правоохранительные органы — прокуратуру и следственный комитет. О том, насколько это эффективно, что делать, когда негде искать помощи, и какие существуют способы решения ситуаций в случае некачественной медицинской помощи, рассказывают эксперты ОМС.
Эксперты полагают, что в российском законодательстве отсутствует понятие врачебной ошибки, и в правовом поле применяется понятие «некачественная медицинская помощь».
За оказание некачественной медицинской помощи предусмотрены гражданско-правовая и уголовная ответственность. Кроме того, для решения спорной ситуации может применяться досудебная процедура урегулирования конфликта.
Досудебный порядок урегулирования споров — это, по сути, одна из форм защиты нарушенных прав, которая дает возможность сторонам разрешить разногласие до, во время или вместо обращения в суд.
— Досудебное урегулирование — это простой и эффективный для пациента способ отстоять свои права на качественную медицинскую помощь, — считает генеральный директор страховой медицинской организации «Капитал МС» Надежда Гришина. — Его главное преимущество — мирное урегулирование конфликта. Медицинская организация «добровольно» удовлетворяет претензию, не доводя дело до суда, что может потребовать времени и финансовых ресурсов пациента». Так, клиника может предложить пациенту организовать дополнительное лечение или денежную компенсацию.
Немногие знают, что помощь страховщиков можно получить бесплатно, поскольку в соответствии с законодательством, прямая обязанность страховых медицинских организаций системы ОМС — работать с обращениями застрахованных граждан.
Страховая медицинская организация проведет экспертизу качества оказанной медпомощи, и ее заключение станет основанием для претензии к медицинской организации.
В случае установления нарушений прав пациента специалисты СМО будут представлять его интересы в споре с медицинской организацией в том числе и в суде.
Для примера, по данным федеральной страховой медицинской организации «Капитал МС», количество жалоб пациентов на качество медпомощи растёт с каждым годом. Их число по сравнению с 2019 годом увеличилось на 14%, и в 2022 году были признаны обоснованными 2900 жалоб пациентов.
Подавляющее большинство из них специалистам СМО удалось урегулировать в досудебном порядке.
С 2019 года сумма возмещения медицинскими организациями ущерба, причинённого застрахованным в «Капитал МС», в рамках досудебного урегулирования составила 7,1 млн рублей.
Один из таких споров с медицинской организацией был недавно урегулирован специалистами СМО. К ним обратился сын пациентки по факту её смерти с жалобой на некачественно оказанную медицинскую помощь.
Была проведена мультидисциплинарная экспертиза, согласно которой были выявлены множественные дефекты оказания медицинской помощи. Затем была составлена досудебная претензия к медицинской организации и исковое заявление на возмещение морального вреда.
Страховщики были привлечены к судебному разбирательству в качестве третьего лица. В результате в суде было подписано мировое соглашение.
Медицинская организация согласилась в досудебном порядке выплатить заявителю денежные средства в качестве возмещения морального ущерба за некачественную медицинскую помощь его маме в размере 250 000 рублей.
Однако такие ситуации пока что являются исключением. Зачастую медицинская организация не признает свою вину даже в случае выявления серьезных дефектов оказания медицинской помощи, ведь в этом случае к ней будут применены экономические санкций в виде штрафов со стороны СМО. И тогда пациенту ничего не остается, как подать иск в суд в рамках гражданского или уголовного судопроизводства.
Как показывает практика, пациенты обращаются в суд в том случае, если представители медучреждений не идут на контакт, не объясняют причины случившегося, отказываются компенсировать причиненный вред в досудебном порядке.
Решение в гражданско-правовой плоскости
Ещё один способ защиты своих прав — это решение спора в рамках гражданского судопроизводства. В этом случае пациент вправе получить компенсацию материального и морального вреда.
Важно, что ответственность за неправильные действия врача гражданское законодательство возлагает на работодателя, то есть медицинскую организацию, которая оказала некачественную медицинскую помощь.
Преимущество такого способа решения спора с медиками заключается в том, что пациент может получить денежную компенсацию с виновной медицинской организации.
Сейчас гражданско-правовое поле предоставляет широкие возможности пациенту получить денежную компенсацию.
Одним из таких примеров, когда пациенту удалось защитить свои права в рамках гражданского судопроизводства, является совсем недавний случай.
Тяжба между пациенткой и медицинским учреждением длилась несколько лет, в течение которых онкодиспансер отказывался признавать свою вину.
31-летнюю женщину направили в онкологический диспансер с подозрением на рак шейки матки, где ей провели несколько операций с серьёзными нарушениями.
У женщины началось заражение, потребовалось переливание крови, затем ещё одна операция с установкой колостомы (выведение кишечника наружу).
Затем пациентку госпитализировали ещё и в урологическое отделение, где выяснилось, что нарушена работа мочеточника.
Там была проведена ещё одна операция по спасению почки, а затем спустя время, ее направили ещё в федеральный центр для реконструкции кишечника.
В медучреждении не признавали своей вины. Пациентка обратилась в свою страховую медицинскую организацию, эксперты которой и провели оценку оказанной медицинской помощи.
Пострадавшая направила иск в районный суд Твери с просьбой взыскать с онкодиспансера компенсацию морального вреда в размере 5 миллионов рублей, но суд постановил взыскать с медорганизации только 500 тысяч рублей.
Эксперты страховой компании подключились к судебной тяжбе, направив свои возражения в областной суд. По итогам суд принял решение об увеличении размера ущерба, подлежащего выплате пациентке, до 1 миллиона рублей.
В 2022 году специалисты «Капитал МС» приняли участие в 37 судебных разбирательствах на стороне пациента. С 2019 года по разрешению споров в судебном порядке сумма возмещения ущерба составила 15,4 млн. рублей.
Решение спора с медицинской организацией в уголовном процессе является одним из самых суровых для врачей.
Согласно статистике, в 2021 году в Следственный комитет России поступило 6248 обращений, связанных с ятрогенными (врачебными) преступлениями.
Из них 2095 (33%) закончились возбуждением уголовного дела. В уголовном судопроизводстве именно медицинский работник несет личную ответственность. Для компенсации морального и материального вреда пациенту необходимо подавать дополнительный гражданский иск, который суд может также рассмотреть.
Пока, к сожалению, уголовное судопроизводство является распространенным способом решения спора в случае некачественно оказанной медицинской помощи.
Однако, как отмечают эксперты, в таких процессах компромисс практически не возможен, уголовный суд предлагает его в единственной для врача форме — признать свою вину и быть осужденным в особом уголовном производстве с минимальным наказанием.