Случилось это ещё неделю назад. В Архангельск приехала никому не нужная выставка под названием «Мусореализм» (это, увы, не шутка). Автор «выставки» — член Общественной палаты Московской области, некая Ульяна Б., год назад ставшая финалисткой невнятного проекта «Экософия».
Хотя что там невнятного — обычное бла-бла-бла и ничего более.
В общем, тренд понятен — актуальная повестка сегодня опирается на глубинную экологию, «права человека» в леволиберальном понимании, поддержку ЛГБТ-сообщества, феминизм…
Все очаги западной заразы скопом удавить в зародыше не удалось. Что-то всё ещё проникает в наше общество под видом социально значимых трендов, а на деле оборачивается подлинным рассадником русофобии, как это вышло, например, с молодёжным объединением «42» (ОРГАНИЗАЦИЯ ПРИЗНАНА ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ).
Сейчас этот иноагент переименовался в «Песочницу». Название новое — смыслы старые.
Мы не говорим, что проект «Мусореализм» и его авторы выражают какие-либо антироссийские настроения, но в том числе благодаря и этому проекту некоторые плохие люди могут гораздо эффективнее спекулировать на теме экологического протеста в Поморье.
Несколько стендов в самом многолюдном месте города — это лучший пиар эко-повестки. Начитавшиеся про страдания природы сердобольные поморы с наивностью детей поддержат любую инициативу ушлых иноагентов, маскирующих свои мутные интересы под заботу об экологии.
Да и после Орлова поднимать эту тему в «протестном» регионе — задумка явно не из лучших. Всё, что связано с мусором, для Архангельской области — кровавая мозоль.
У нас эту проблему лучше решать быстро и тихо и вообще никак не рассматривать её публично — зачем подбрасывать хворост в дотлевающий костёр? Очень странно видеть со стороны правительства такие нерациональные действия.
Впрочем, после ознакомления с текстом, напечатанным на стендах, всё становится чуточку яснее.
Ведь эта реклама буквально призывает людей не покупать «ненужные» товары, то есть властям хочется избежать дефицита и снизить градус недовольства граждан, возмущённых ростом цен.
К списку «ненужных» товаров авторы проекта отнесли даже детское питание, подчеркнув, что лучше всего кормить карапузов грудью: «…грудное молоко может составлять до 100% питания ребёнка до 1 года, а прикорм вводится с 6 месяцев, причём делать это можно с общего стола».
Читать это надо вот так: да, у нас есть сложности с производством качественного и дешёвого детского питания, оно преимущественно импортное и перманентно дорожает, но вы просто от него откажитесь, это полезно для экологии.
То же самое советуют сделать и с детскими игрушками: «Детские товары — это огромная индустрия, спекулирующая на желании родителей дать своему ребёнку всё самое лучшее. Одежда, коляска, мебель и декорации для детской, всевозможные гаджеты и игрушки — большая часть всего этого либо вообще не нужна ребёнку, либо может быть подержанной. Счастливыми детей делают не вещи, а ваша любовь, забота и бесценное время вместе!», — написано на стенде с изображением Мадонны Леонардо да Винчи.
Только вдумайтесь: авторы этой ахинеи прямо говорят, что детям ВООБЩЕ НЕ НУЖНА ни коляска, ни одежда, ни специальная мебель в детскую комнату…
На том же стенде озвучена мысль о том, что дети не нуждаются ещё и в подгузниках. И эти издевательские мысли опубликованы от имени члена Общественной палаты! Госпожа Ульяна Б., а своих детей вы тоже растите с такой же заботой об экологии?
Может, в следующий раз озвучите мысль о том, что во благо природы лучше в принципе никого не рожать?
На этом сомнительные высказывания автора проекта «Мусореализм» не закончились.
Стенд, на котором воссоздана картина Боттичелли «Рождение Венеры», говорит нам следующее: «В течение дня женщина наносит на лицо в среднем 16 косметических средств — как правило, в одноразовой пластиковой упаковке. Бритвы, расчёски, зубные щётки, пинцеты, пилочки, буффы, аппликаторы — всё это мы покупаем (и выбрасываем) регулярно… Неужели всё это нужно, чтобы почувствовать себя привлекательными?»
С каждым пассажем авторов этого текста нам всё больше начинает казаться, что это попросту сумасшедшие люди. Ну, либо инопланетяне.
Возможно, они даже не подозревают, что любому человеку реально необходимы и бритвы, и зубные щётки, и прочее «всё это», чтобы чувствовать себя если даже и не привлекательным, так хотя бы просто здоровым.
Процитированная выше глупость вызывает гнев. Кажется, дефицита бритв и пинцетов в стране нет, так для чего же внушать гражданам, что это «ненужные» вещи?
Лицемерие авторов проекта обнаруживается тут же: на соседнем стенде все их фото выставлены в рядок.
С каждого снимка на зрителя смотрит ухоженная современная баба, каждая — в косметике и с навороченной причёской. А над подготовкой моделей к фотосессии для проекта работали как минимум два профессиональных гримёра и один визажист.
Но и это ещё не было пределом интеллектуального фиаско создателей этой социальной рекламы. Для своего худшего стенда они использовали картину Кустодиева «Купчиха за чаем», а речь в нём завели о еде. Тонко намекнув людям, чтобы те меньше кушали.
«Пищевая промышленность ответственна за 80% обезлесения в мире…», «…животноводство влияет на климат сильнее, чем все виды транспорта, вместе взятые, — от личных автомобилей до реактивных самолётов», «На сельское хозяйство приходится 70% потребления воды…», «…14% всех произведённых продуктов питания попадает на свалку…», — вот лишь некоторые выдержки из текста.
Непонятно, к чему всё это написано. Как говорится, что хотел донести до нас автор? Чтобы мы меньше ели, сражаясь с пищевой промышленностью за сохранение лесов?
Или чтобы не жаловались на разруху в сельском хозяйстве, сталкиваясь с подорожанием продуктов и их дефицитом, ибо климат и запасы воды важнее?
Мы ни за что не поверим, что все эти спорные утверждения со стендов выданы массам для ознакомления взрослыми высокопоставленными тётками от чистого сердца и эко-энтузиазма. Зачем тогда правительству нужна вся эта бестолковая волокита?
Вероятнее всего, на создании подобных проектов кто-то просто осваивает бюджеты и гранты. Собственно, ради этого такие проекты в принципе и затеваются. Заодно можно и протолкнуть несколько тезисов о «разумном потреблении», которые на деле маскируют отсутствие достойного импортозамещения западных товаров и ограничивают запросы граждан.
Глупые чиновники не учли только одного: это заигрывание с актуальной повесткой чревато всплеском народного недовольства, которым управляют всевозможные недобитые «либеральные» организации.
Забавно думать ещё и о том, насколько вредны для природы были материалы, ушедшие на изготовление этих стендов, — краска, пластик, а ещё средства, затраченные на подготовку фотомоделей, обслуживание техники и транспортировку стендов…
Стенды, кстати, расположены крайне неудачно. В Архангельске всегда подобные выставки устанавливают абы как (взять, к примеру, информационные стенды на Чумбаровке, поделившие узкую пешеходную зону пополам), потому что талантливых архитекторов и урбанистов в городе не осталось.
Социальная реклама проекта «Мусореализм» расположена на самом многолюдном участке города, она существенно вредит его эстетическому облику и затрудняет передвижение людей.
Напомним, что июнь в Архангельске — месяц фестивалей и торжественных мероприятий (тут вам и день России, и день города, и неделя уличных театров, и «Белый июнь»), львиная доля которых отмечается на набережной.
Непонятно, зачем было устанавливать эти стенды прямо на том месте, где в ближайшее время будут тесниться тысячи людей.
Каждый метр пространства будет на вес золота, да и на фоне украшенных сцен и прочих атрибутов городских торжеств всё это дело будет смотреться крайне неуместно. Короче говоря, сплошное вредительство.
Кстати, самое веселье начнётся, по традиции, ко дню города. В прежние годы этот праздник оставлял разрушительные последствия для природы: груды мусора, разбитых бутылок из-под алкоголя, тысячи окурков, фантики, упаковки фастфуда и прочие отходы украшали Архангельск по всей его площади.
Посмотрим, как повлияет на сознательность горожан десяток стендов в этом году.
Впрочем, и сейчас печальная картина вполне очевидна: просто выйдите на пляж, посмотрите под ноги, и лицемерие чиновников, реализовавших этот «антимусорный» проект, ослепит вам глаза.
А ещё очень грустно, что для своих коммерческих проектов чиновники прибегают к мировому художественному наследию. На эмблеме проекта «Мосореализм» нарисована голова Аполлона, обёрнутая в целлофановый пакет.
Ну вот ради чего было нужно пакостить культуре, используя шедевры живописи в качестве примера для своих картинок, составленных из мусора?
Как вообще связана эко-повестка и Боттичелли, Эдвард Мунк или Врубель?
В чём концепт этой бездарной спекуляции на вечном? Ответов нет.