Участники российского лесопромышленного сектора пожаловались вице-премьеру Виктории Абрамченко на то, что обещанные после февральского совещания у президента РФ Владимира Путина меры поддержки так и не заработали. Речь идёт о предоставлении отсрочки по плате за аренду лесных участков, увеличении транспортной субсидии для экспорта и улучшении ситуации с логистикой.
Как отмечается «Коммерсантъ», крупнейшие предприятия ЛПК сетуют на убытки и недостаточную помощь государства спустя год после введения санкций.
По информации издания, архангельские депутаты по итогам заседания с участием предприятий лесопромышленного сектора Архангельской, Вологодской, Костромской областей и Карелии обратились с рядом предложений по стабилизации ситуации в ЛПК к вице-премьеру Виктории Абрамченко. В письме, копия которого есть у «Ъ», указывается, что до сих пор в полном объёме не реализованы поручения президента Владимира Путина, данные в рамках совещания 10 февраля.
Компании просят ускорить принятие разработанного Минприроды проекта постановления, по которому лесопромышленники в 2023 году смогут платить за аренду лесных участков исходя из фактических объемов заготовки древесины.
Предложено ввести мораторий в 2024 году на индексацию ставок аренды (предполагалось их повышение на 4,6%), а также сдвинуть на 1 января 2026 года вступление в силу новых правил расчета арендных платежей.
Участники совещания снова попросили увеличить субсидии на транспорт леса на экспорт или повысить её установленные лимиты для предприятий Северо-Запада. В письме указывается, что, например, заявки на субсидию подали шесть ведущих игроков ЛПК Архангельской области, но сумма субсидии по ним составляет только 1,5 млрд рублей при потребности в 10 миллиардов.
Кроме того, лесопромышленники указывают на необходимость увеличить количество судозаходов в порты Балтийского бассейна. Российский морской флот под санкциями, а доступный флот зарегистрирован в странах, с которыми отсутствуют соглашения об исключении двойного налогообложения. В результате, фрахтуя судно, производитель вынужден выступать налоговым агентом иностранного судовладельца и платить налог в 10% от стоимости фрахта, что обнуляет экономический смысл перевозки. Компании предлагают временно обнулить ставку этого налога.
Подписавший письмо зампред Архангельского областного собрания депутатов Александр Дятлов называет ситуацию в ЛПК стабильно тяжелой, а ключевой задачей — сохранение предприятий, большинство из которых являются градообразующими.
Дмитрий Гвоздев, гендиректор ООО «Регион-лес», предложения которого также учтены в письме, отмечает, что «отрасль под санкциями уже почти год, а действующих и принимаемых мер поддержки по-прежнему недостаточно».