Группы общественного контроля за реализацией национальных проектов, созданные по поручению губернатора Архангельской области Александра Цыбульского, оценили общественную территорию в конце Красной пристани. 

Цитируем их выводы:

«Здесь появилась дорожка из тротуарной плитки, установлены наружное освещение и пандус. Стоимость контракта составила 4,9 млн рублей. Переход соединил две точки притяжения горожан в районе прогулочной набережной. Несколько участников воспользовались этим переходом впервые и поделились своим впечатлением».

— Это решение одновременно и простое, и удобное для жителей нашего города, ценящих прогулки вдоль Северной Двины. Приятно наблюдать, что для маломобильных граждан предусмотрен надежный пандус, — отметила участница общественного контроля Ольга Фофанова.

Не совсем понятно, зачем акцентировать внимание на самом сомнительном благоустройстве всей набережной. Конец Красной пристани — это то место, где желание сделать непрерывный променад столкнулось с двумя федеральными законами. С одной стороны, причал обязан быть закрыт для посторонних, с другой — детские учреждения тоже необходимо огораживать. 

ОЦДО, само собой, не захотел делиться с муниципалитетом своей благоустроенной территорией, а откусывать куски от причала городские власти не имеют права. Компромиссом стало решение сделать узкую дорожку вдоль двух высоких заборов. Комфортной средой эту территорию можно назвать с очень большой натяжкой. Если бы не деревья, этот путь из светлого будущего в прекрасное настоящее был бы сильно похож на тюремный продол, локальный участок на зоне, или прогулочный дворик в СИЗО. 

Чтобы ржавые гаражи причала не слишком мозолили глаза, их прикрыли баннерами с рекламой и историческими фото старого Архангельска в низком разрешении. Связать обе части набережной решили с помощью бетонной лестницы и пандуса в виде бобслейной трассы. 

И вот этим общественники гордятся во всеуслышание. 

Впрочем, каким бы благоустройство не было с эстетической точки зрения, главное, чтобы оно было доступно для всех групп граждан. 

Для нормального теста (не)комфортной среды своим средством передвижения с нашей редакцией любезно поделился главред ИА «Rusnord» Леонид Черток. В кресло водителя сел приглашённый волонтёр — мужчина в самом расцвете сил, чья физическая форма явно лучше большинства архангельских колясочников. 

Если на тот самый пандус со скрипом в суставах, но удалось вкатиться, то с обратной стороны человеку в инвалидной коляске никак не заехать в коридор без посторонней помощи. Не получилось ни с первой попытки, ни со второй, ни с разгона, ни под углом. 

Но «безбарьерная» среда в коридорчике за ОЦДО — лишь капля в море недоступной среды всего Архангельска. 

Мы решили продолжить эксперимент и проверить, можно ли добраться от середины Поморской до набережной. Спойлер: нельзя. Первые проблемы возникли за первым же поворотом. Любой бордюр высотой больше 5-10 сантиметров — непреодолимое препятствие, и таких в самом центре Архангельска — каждый первый. 

Самостоятельно выехать из двора возле дома на Поморской, 34 — просто забудьте. Даже забраться в подъезд этого самого дома невозможно от слова совсем. Наличие пандуса никак не облегчает попытки. Он построен так, чтобы стать последним аттракционом в жизни инвалида. Полностью здоровый мужчина не смог преодолеть и первого яруса, даже с посторонней помощью получилось с большим трудом. 

Даже дверь в подъезд встречает колясочника порогом, который не проехать. 

Когда в следующий раз вы услышите слова «Архангельск» и «доступная среда» в одном предложении — не верьте тому человеку, кто это сказал. Инвалиду в областной столице невозможно передвигаться дальше собственной квартиры, а все пандусы, неработающие подъемники и «безбарьерную» среду проектируют такие же общественники, ни разу в жизни не ездившие в инвалидном кресле и не ухаживавшие за плохо ходящими людьми.