Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные опроса о кредитном поведении россиян.

Кредитное поведение населения — часть финансового поведения, которое активно менялось в последние десятилетия.

На желание россиян брать или не брать кредиты влияет множество факторов, среди них — социально-экономическая ситуация, финансовая грамотность, рост предложений на рынке кредитования, общая материальная уверенность и готовность к долгосрочному планированию.

И кредитное поведение россиян, и портрет заемщика не остаются неизменными, и это представляет особый исследовательский интерес.

Вопрос о наличии в семье кредитов ВЦИОМ задает с разной периодичностью с 2009 года, за это время процент россиян, у кого в семье есть кредиты, менялся.

В 2023 году доля россиян, у кого в семье есть кредиты, оказалась выше почти в двое в сравнении с показателем первого замера (с 26% до 46%).

Кредитная активность россиян интенсивно росла с 2009 года по 2017 год, когда был достигнут максимум тех, у кого в семье были кредиты (2009 г. — 26%, 2013 г. — 31%, 2017 г. — 58%).

После 2017 г. кредитная активность снижалась вплоть до 2020 года, что, по-видимому, связано с общей социально-экономической стагнацией в период пандемии (2019 г. — 51% имели в семье кредиты, 2020 г. — 49%).

Но в 2021 году россияне вновь начали брать кредиты (53%).

Последний год для России также стал непростым в экономическом плане: санкции, изменения на потребительском рынке, сложности долгосрочного планирования — все это сказалось в том числе и на готовности брать кредиты, так что кредитная активность населения продолжила снижаться и снизилась до 46%.

За десять лет портрет тех, у кого в семье есть кредиты, несколько изменился.

Однако и в 2013 году, и в 2023 году более активное кредитное поведение отличало граждан 25-44 лет, это период интенсивной трудовой деятельности, вступления в брак, рождения детей.

По-видимому, в этом возрасте люди чаще берут и ипотеку, и автокредиты, и другие потребительские кредиты.

В 2013 году среди 25-34-летних имели кредиты 44%, среди 35-44-летних — 39%, что в 1,4-1,2 раза больше в сравнении со всеми россиянами; в 2023 году аналогичные показатели в этих возрастных группах составили 62% и 59%, что также больше в 1,3 раза по сравнению со всеми опрошенными.

За 10 лет процент молодежи 18-24 лет, имеющей кредиты, в общей структуре населения не изменился: и тогда, и сейчас младшая молодежная группа берет кредиты примерно так же часто, как и россияне в целом.

А вот в старшей возрастной группе 60+ кредитная активность с 2013 года выросла существенно.