Режиссер: Тина Гарави.
В ролях: Джада Пинкетт Смит, Аделе Джеймс, Крэйг Расселл, Джон Патридж.
Премьера 10 мая 2023 года.
Уже десять дней весь цивилизованный мир потешается над документальным сериалом от «Netfix» — «Царица Клеопатра». Если бы на агрегаторах оценок можно было бы ставить отрицательные баллы, то рейтинг «Клеопатры» несомненно залег бы гораздо ниже плинтуса.
На иностранных ресурсах средний балл сериала едва преодолел отметку в 1 из 10. На богоспасаемом «Кинопоиске» оценка задержалась на 1.6 из 10.
Это творение обсуждается исключительно потому, что Клеопатру без какой-либо причины сделали темнокожей. Данная идея не зашла вообще никому, кроме продюсеров из «Netfix».
Вдумайтесь: этнические арабы из современного Египта вступились за право гречанки из I века до нашей эры оставаться гречанкой. Дошло до того, что группа ученых и юристов подали в суд на стриминговый сервис и создали петицию с требованием прекратить перевирать их историю. Говорят, что боссы «Netfix» надавили на администрацию портала и потребовали убрать петицию, что и было сделано.
В 70% фильмов с притянутой повесточкой можно закрыть глаза на неподходящий героям цвет кожи, но «Клеопатра» — не тот случай. Темнокожая царица Египта — единственная фишка сериала, главный маркетинговый прием и, похоже, именно из-за желания «очернить» Клеопатру эта документалка и вышла в свет.
Сразу же после титров на экране появляется темнокожая ученая, рассказывающая, как в детстве узнала о Клеопатре:
— Бабушка подошла ко мне и сказала, — «Мне всё равно, что тебе говорят в школе: Клеопатра была темнокожей».
Приятно, конечно, что создатели решили не толочь воду в ступе и сразу дали понять зрителю, с чем он имеет дело, но, похоже, бабушка ошиблась. От Клеопатры остался скелет, профили на монетах, римские мраморные бюсты и иные изображения, с помощью современных технологий по черепу восстановили лицо царицы Египта и ничто из этого не говорит о наличии у неё темной кожи.
Клеопатра была типичнейшей гречанкой с длинным носом, высоким лбом и вьющимися волосами. Возможно, царица выглядела смуглой, но виновато в этом лишь африканское солнце, а не гены.
Дикий расовый кастинг — проблема всего сериала. В египетском дворце разве что японцев нет. Свита Клеопатры состоит из представителей Северной и Южной Европы, ближайшие советники — афроамериканцы, а массовка приехала откуда-то из области Кении.
Складывается ощущение, что в «Netfix» пересмотрели «Брата 2» и действуют по принципу: «Меня так в школе учили. В Китае — китайцы, а в Африке — негры». Где находится Египет? Вопросы?
Само собой, в ответ на критику авторы сериала начали упрекать аудиторию в расизме. Если желание видеть историческую достоверность в документальном сериале — это расизм, тогда каемся.
Впрочем, «Царица Клеопатра» это всё-таки историческая документалка, поэтому стоит рассказать, как дела обстоят с фактурой. По сути, перед нами представитель типичных телепередач с канала «Discovery» или «History channel»: художественная часть в «Клеопатре» нужна, чтобы разбавлять нудные (для зрителя с попкорном) лекции приглашенных экспертов.
Имена экспертов не подписаны и поэтому их регалии тяжело проверить, а сомнения в принадлежности их к миру науки возникают с первых же минут первой серии. Например, одна из экспертесс говорит, что население древнего Египта по этническому составу похоже на Южный Судан, другая женщина в строгом костюме уверяет зрителя в том, что все группы граждан вдоль Нила были объединены ненавистью к колониальной политике Рима. Особенно поразила фраза: «Нил не разливался уже несколько лет, но в засухе не было вины Клеопатры».
Во-первых, именно такого уровня аргументации от капитана-очевидность все и ждут в серьезной исторической работе.
Во-вторых, с точки зрения античных египтян, вообще-то, именно Клеопатра и виновата в неурожае. Каждый год фараон был обязан выходить к Нилу и осеменять его, а женщина не могла этого сделать по естественным причинам.
Поскольку Клеопатра у нас теперь темнокожая, её образ сильно идеализирован. Приход женщины к власти в невероятно патриархальном обществе показан парой сцен. Практически ничего не сказано про борьбу за власть с младшим батом, двухлетний голод, обеспечивший юному Птолимею народную поддержку, тоже почти не упоминается.
По версии экспертов, Клеопатра пришла к власти вовсе не за счет легионов Цезаря, а из-за большой любви простых людей.
На ком создатели оттоптались по полной, так это на Риме. В сериале поздняя Римская республика подается исключительно, как империалистическое государство, движимое только колониальными амбициями. Та самая женщина, изучающая историю по бабушке, неоднократно показывает пальцами кавычки, когда говорит, что римский народ был за Цезаря. Еще, оказывается, Египет помогал Помпею солдатами и одновременно старался помирить враждующие стороны.
Материальная культура показана ужасно. Римские легионеры носят пластиковый реквизит, который даже не потрудились подогнать по размерам актеров. Одежды и доспехи массовки выглядят невероятно бедно. И это еще раз говорит о том, что перед нами дешевая телевизионная документалка для тех, кто вообще ничего и никогда не слышал о Клеопатре.
Там, где эксперты не врут, они говорят очевидные и общеизвестные вещи с умным видом. На сериал вы потратите 4 часа времени, а на чтение статьи на Википедии минут 10 и для самообразования второй вариант будет куда полезней.
Единственное новшество «Царицы Клеопатры» — цвет кожи актрисы.
Желание впихнуть расовое разнообразие туда, где его не могло быть, в первую очередь вредит тем культурам, которые якобы отстаивают поборники бездумной толерантности. Кто будет против, если современные адепты повестки снимут фильм про Чака Зулу, шинкующего злобных британцев-колониалистов во имя независимости?
Зачем пихать африканцев в Новгород XII века, если про античную Нумидию не снято ни одного художественного фильма? В истоках того же Нила параллельно с Клеопатрой существовало государство Мероэ с куда более черным населением. Как дела с фильмами про настоящую культуру Африки?
В 2005 году канал «HBO» снял художественный сериал «Рим», где также была гора исторических неточностей, но их Клеопатра была показана гораздо ближе к оригиналу, чем в документалке от «Netfix».
Александр Губкин.