Про Центральный рынок

— Думаю, что в этом году мы выставим архангельский рынок на торги с обязательством сохранения его основной функции.

— Уже есть инвесторы, готовые выкупить рынок?

— Есть интересанты.

— Архангельские или иногородние?

— Самые разные. В моём понимании наш рынок должен быть цивилизованным, обязательно должен иметь фермерскую составляющую и точку общепита. Наверное, многие бывали на рынках Москвы или Санкт-Петербурга, которые недавно прошли реновацию. Там теперь довольно симпатично. Такой объект, как архангельский рынок, должен сохраниться, но прийти в цивилизованное состояние. Как он сам, так и прилегающая территория.

Развивать этот рынок силами муниципалитета не считаю нужным в силу наших финансовых возможностей. У города есть более важные проблемы, куда мы можем направить средства. Как правило, такими объектами частный инвестор управляет лучше, чем муниципальные службы.

Про пешеходные фазы и диагональную разметку

— Количество жалоб по поводу времени работы пешеходных фаз значительно сократилось. Где-то мы их регулируем, где-то оставляем, как есть. Надо понимать, что всем не угодить.

Фазы на светофорах введены в первую очередь для заботы о безопасности пешеходов и чтобы не создавать транспортные коллапсы на дорогах. Эти две истории мы должны увязать в одну, но в любом случае кто-то всегда будет недоволен.

Что касается диагональных переходов — тема сложная. Нужно также разворачивать под определённым углом светофоры, наносить разметку. Думаю, что в 2023-м этого не произойдёт, но реализацию мы рассматриваем.

Илья Азовский:

— Когда вы только вступали в должность, вы говорили, что появилась надежда на возможность гулять по Архангельску в белых кроссовках. Все сотрудники нашей редакции купили белые кроссовки, но ещё ни разу не надели. Где дворники? Где дворники, приговорённые к исправительным работам? Почему их так мало, сколько человек не хватает? Может быть, стоит огромные деньги, выделенные на благоустройство, перебросить на закупку уборочной техники и увеличение штата дворников?

— Всё это уже происходит, хотя до белых кроссовок нам ещё далеко, мы это признаем. Хочу сказать, что за 2,5 года, которые я руковожу администрацией Архангельска, при поддержке областного правительства мы получили серьёзные средства и на закупку техники, и на развитие наших МУПов, которые отвечают за уборку города.

Напомню, всего около 150-200 миллионов рублей за 2 года было нами направлено на приобретение спецтехники, сейчас проходит закупка ещё на 51 миллион рублей для наших предприятий: МКУ «Чистый город», МУП «Городское благоустройство» и для «Горсвета», который также нуждается в спецтехнике.

Количество дворников мы планомерно увеличиваем. Они проявились во всех округах. До моего прихода на должность главы, дворников в муниципальных округах не было. Сейчас их порядка 56 человек. В мае мы набираем ещё 50 дворников.

Достаточно ли этого? Нет, не достаточно. Мы продолжим планомерно увеличивать число дворников.

— Зачем было создавать два МУПа, занимающихся уборкой улиц?

— У них разные системы финансирования. «Городское благоустройство» занимается не только общественными территориями, в его ведении находится и ливневая канализация, и содержание мостов. Поэтому мы решили, что нам нужен дополнительное МКУ «Чистый город», которое занимается исключительно содержанием улиц.

С юридической точки зрение с муниципальным казенным учреждением работать проще. Чтобы МУП могло содержать территорию, мы должны её отмежевать и передать ему на баланс. МКУ же может убирать любые территории без принятия на баланс. Как вы знаете, у нас есть проблема с большим количеством не отмежеванных территорий, поэтому «Чистый город» может свободно работать, где угодно.

— Есть ощущение, что городская администрация не дорабатывает по части контроля за чистотой территорий вокруг зданий, принадлежащих бизнесу. Ведётся ли работа с предпринимателями на предмет содержания в чистоте окружающего пространства?

— Да, работа ведётся, её результаты можно видеть на сайте городской администрации. За любым зданием бизнеса распоряжением главы города закрепляется определённая территория вне зависимости от того, как было проведено межевание. Если территория содержится некачественно, то у администраций округов есть полномочия применять к владельцам помещений штрафные санкции. Может быть, главы округов недостаточно часто этим правом пользуются. Надо усилить работу в этом направлении. 

Фото: администрация Архангельска.

Вопрос «Поморья» о здании цирка

— Мне сложно комментировать, потому что земля под зданием цирка и прилегающая территория не является муниципальной собственностью. Это собственность правительства Архангельской области. Определенно могу сказать только, что нового цирка на месте старого не будет. Раньше это была собственность Госцирка, сейчас этой структуры нет, такие заведения присутствуют в крупных или курортных городах, содержать цирк в небольшом городе нецелесообразно, это решение Росцирка. А нам это не под силу.

Вопрос про аквапарк

— Действительно, когда я выступал на сессии гордумы, я говорил, что городу необходим аквапарк. Но для этого нужен инвестор, нужно привлекать бизнес. Потенциальный инвестор был найден, но в связи с нынешней экономической ситуацией инвестор не то чтобы отказался от своих планов, но… не торопится приступить к делу. Самого инвестора называть не буду, скажу только: он связан с лесопромышленным комплексом, а тот сейчас испытывает далеко не лучшие времена. А земельный участок был определён.

Газета «Архангельск»:

— Скажите, совпали ли ваши ожидания при вступлении в должность с реалиями? Объем работы — оказался ли он больше ожидаемого или меньше?

— Я был готов, потому что до работы в должности мэра я был заместителем мэра при Годзише, поэтому всю нагрузку я представлял себе. За период работы что-то из моих ожиданий получилось, и по моим оценкам, получилось больше, чем я ожидал, за эти два с половиной года. 

Мы думали о транспортной реформе — можно считать, что она реализована. Идет обычная работа, а над недостатками, прямая связь с потребителями — это обычный процесс, который никогда не прекратится. Но в целом реформа состоялась, а два с половиной года назад было только понимание, что что-то надо делать. А что, как, за какие средства — неизвестность. 

Ещё: тогда я не думал, что у нас получится построить три школы. А сейчас одна построена, ещё одна вот-вот будет введена в эксплуатацию, и ещё одна строится. 

Университетский кампус — мы не ожидали, что проект запустится в этом году. Подготовка велась, но конкретики не было. Такие факты можно перечислять долго, но в целом могу сказать: мои ожидания были занижены по сравнению с реальностью.

— Об успехах всем известно, а были ли неудачи?

— Вы, наверное, помните, как мы года полтора-два назад активно обращались и к управляющим компаниям, и к горожанам: если вы хотите жить в чистом городе, вы должны стать хозяевами в своих дворах. К сожалению, это не удалось в полной мере. У людей бытует сознание: пусть это сделает кто-нибудь другой, и чтобы мне не надо было за это платить. Выбирают между своими затратами и чистым двором, решают: пусть остается как есть, пусть занимается муниципалитет или ещё кто, но не я. Вот это я считаю неудачей, но мы рук не опускаем, продолжим это делать. Чистота у дома — дело каждого.

— Ну так пусть этим и занимается муниципалитет. А то начинается дележка: это моя управляшка, это не моя, и так далее.

— Всё просто: муниципалитет не занимается нефтяным бизнесом, он исходит из тех налогов, которые платят жители. Наши возможности ограничены суммой собранных налогов. Пример. Бюджет города, допустим, составляет столько-то миллионов. Много это или мало? Основной налог для города — НДФЛ, налог на доходы физических лиц, он фор мирует доходы городского бюджета. Если ваша зарплата, например, 50 тысяч, ваш работодатель заплатит налог 28 тысяч рублей. 20 тысяч уйдет на содержание социальной сферы — школы, садики, зарплата педагогам, спорт… И что осталось? И налог этот платят только работающие. Арифметика простая.

— Вдоль Московского, вдоль Ленинградского проспектов строятся огромные человейники. Не боитесь, что с их введением в эксплуатацию Ленинградский проспект просто встанет? И Московский тоже? Как решать эту проблему?

— За счет строительства нового Московского проспекта с выходом на Окружное шоссе, с расширением Окружного до четырех полос, думаю, что мы эту проблему, так сказать, нивелируем. Не скажу, что транспортная ситуация улучшится, но по крайней мере не станет хуже.

29.ру:

— В Соломбале будет новый мост? Сейчас ведётся обследование моста через Кузнечиху, в связи с чем проводится обследование, ведь подобное проводилось недавно? Если будет новый мост, известна ли его стоимость?

— Да, сейчас проводится повторное обследование Соломбальского моста, там есть определенные сроки, через какой период положено проводить такое обследование. Нынешнее обследование более глубокое, более детальное. Оно позволит сформулировать детальное техническое задание по проекту нового моста. 

Как вы знаете, недавно был презентован план развития Архангельского транспортного узла, были внесены некоторые корректировки, сейчас план отправлен в Минтранс, и в этом плане предусмотрено строительство моста-дублера нынешнего Кузнечевского моста. 

Мы понимаем, что проще построить мост в этом же створе, чем налаживать понтонную переправу. Этот план развития Архангельского транспортного узла рассчитан до 2030 года. То есть в эти сроки мы должны решить эту проблему. О конкретных сроках говорить рано, потому что не решен вопрос об источниках финансирования. 

Весь план развития транспортного узла рассчитан на то, чтобы увеличить наши портовые мощности. Северный морской путь будет развиваться, поток грузов возрастет. Он уже возрастает — ежегодно на 7-8 процентов, и это далеко не предел. И расширение Окружного до четырех полос тоже подчинено этой логике. И ремонт Маймаксанского шоссе, и ясно, что мост здесь необходим.

— Идёт ремонт моста через Соломбалку, жители беспокоятся, что движение осуществляется по одной полосе. Надолго ли этот ремонт? Может, следовало ремонтировать по очереди?

— Нет, эти два моста надо сделать в этом году. Это два разных контракта.

— А мост через территорию СЦБК?

— Это уже организовано. Там, где стоит стела с надписью «Поселок Первых пятилеток», там предусмотрено место для резервного путепровода.

Вопрос про теплосети в Северном округе

— Мы предприняли немалые усилия совместно с правоохранительными органами, чтобы передать сети от недобросовестного собственника добросовестному, в целом эту зиму мы прошли нормально в Северном округе, выполняем подготовительные мероприятия каждый год, и этим летом тоже будем заниматься. Что касается развития округа — к сожалению, там нет никакого значительного бизнеса, теперь это больше спальный район. 

Коммерческое строительство там ведется. Планируется и строительство социального жилья. В прошлом году благоустроена общественная территория на Партизанской, в этом году ужу начали работу на другой площадке. Будем делать набережную, улицу Малиновского, два моста. Хотя надо отметить, что за последние годы население в округе сократилось.

«Регион 29»:

— Федеральная программа благоустройства дело хорошее, но будет ли город сам благоустраивать зоны отдыха?

— Да, такие проекты есть, мы будем благоустраивать город не только в рамках национального проекта, но и за счет заемных средств и за счет средств, выделенных нам правительством Архангельской области (спасибо губернатору), и за наши собственные средства, и за средства наших, так сказать, партнеров.

В этом году будет благоустроен парк, правда, у него пока нет названия, находится он рядом с бывшим магазином «Альбатрос» на набережной, около штаба армии. Эта территория будет благоустроена за счет инвестора, компании «Аквилон», проект уже есть, он согласован между администрацией города и компанией.

О темпах сноса аварийных домов

— В прошлом году мы снесли примерно от 35 до 40 домов, это достаточно много, раньше сносили по 20 примерно.

Да, порой к нам обращаются жители, почему не сносится тот или иной дом, он выглядит как нежилой, но его никто не сносит. Должен сказать, что бывает такое, что дом выглядит расселенным, но на самом деле он не расселен, например, там формально зарегистрирована одна семья, которая по тем или иным причинам не получила новое жилье или средства компенсации, чтобы приобрести собственное жилье, и пока мы всех не расселили, мы не можем дом сносить. А что касается подрядчиков — да, они порой нас подводят. Например, заключили контракт на снос 15 домов, 14 снесли, один оставили, началась зима… Назначаем штрафные санкции, как зима кончится, ищем снова подрядчиков.

Илья Азовский:

— Насчет подрядчиков. «Экопром», проваливший строительство сквера у «Соломбалы-Арт». Почему он до сих пор не в черном списке?

— Мы сейчас судимся с «Экопромом», выполненные им работы мы приняли, часть работ, которые он не выполнил, мы не оплатили. Наложили на него максимальные штрафные санкции, находимся в стадии судебных процедур.

— А кто что хочет в результате этих процедур?

— Мы подали иск, у нас есть претензии к выполнению работ. В целом на этой территории проведены некоторые работы, там раньше утки плавали, мы не против уток, но там должны люди гулять. Территория приняла завершенный вид, несмотря на то, что с подрядчиком мы распрощались, все-таки территория получилась неплохая.

Про транспортную реформу

— Я считаю, что на сегодняшний день транспортная реформа завершена. Всё, что было намечено: количество автобусов, персонала, маршрутов, сделано. Теперь предстоит постоянная отладка деталей. На мой взгляд, плюсы реформы: мы избавились от «ПАЗиков» с кучей рекламы на боках, с непонятными перевозчиками, получили новые красивые автобусы. Они имеют единую централизованную базу обслуживания, нам проще ею управлять. Жалоб стало в разы меньше.

Вопрос «Бизнес-Класса» о памятниках архитектуры

— Надо разделять: есть памятники, которые находятся в частной собственности, есть — в собственности правительства Архангельской области, есть — в муниципальной собственности. Например, Дом Брагина, это частный дом, мы не можем вкладывать в него средства, чтобы его спасти. И там нет единого собственника, там есть люди, которые владеют квартирами в этом доме. Поэтому мы не можем его восстановить или отремонтировать. 

Прорабатываем вопрос с бизнес-структурами о возможности их подключения, чтобы они нашли собственников, выкупили их квартиры и отремонтировали. Реставраторы у нас творят чудеса, могут восстановить всё что угодно. Мы со своей стороны провели большую работу по дому на углу Воскресенская — Ломоносова. Раньше это был жилой дом, мы переселили всех жильцов оттуда, перевели из жилого фонда в нежилой, сейчас опрашиваем специалистов, что сделать в этом доме. Мнения — приспособить его под нужды образования или допобразования, а есть и такие, что его нужно снести как не соответствующее окружающей нынешней обстановке. Пока конкретное решение не принято. 

Илья Азовский:

— Мы неоднократно писали о спорном решении городской администрации разрешить сквозное движение по набережной, со стороны Гагарина в центр и обратно. Я там часто хожу и постоянно наблюдаю хаос, который творится. Машины паркуются по обеим сторонам дороги, перейти невозможно, пешеходных переходов нет от площади Мира до Первой городской больницы. Даже нет разметки. То есть дорога совершенно не подготовлена. Как так получилось и будет ли наводиться порядок? Я спрашиваю у вас, потому что товарищ Майоров не дал ни одного внятного ответа.

— Я живу в Архангельске давно и не помню, чтобы когда-нибудь набережная была закрыта для сквозного движения. Она всегда была открыта. Понятно, что критика обоснованная, но надо брать во внимание и интересы жителей домов на этой улице.

— Это понятно, но сейчас водители, не желая ехать по Троицкому, где светофоры и переходы, едут насквозь по набережной, не сбавляя скорости.

— С нашей стороны были неоднократные попытки как-то ограничить движение по набережной, но пока они ни к чему не привели. Самое большее, чего удается добиться, — временные ограничения.