Лишь за минувший апрель и первые числа мая случаев дистанционного мошенничества в Поморье насчитывается под два десятка.

Голь на выдумку хитра, и аферисты идут на самые изощрённые методы воздействия на неокрепшие умы поморов.

Приведём несколько показательных примеров.

Жительница Мирного решила дистанционно подправить здоровье у целительницы, которую увидела по телевизору на одном из каналов.

Проникнувшись советами, которые давала людям знахарка, женщина решила обратиться к ней и позвонила на «горячую линию». Ответила ей якобы помощница целительницы. Расспросив северянку о цели звонка и записав контактные данные, девушка пообещала, что передаст информацию.

Спустя несколько дней потерпевшей действительно позвонили: мол, знахарка согласилась помочь жительнице Мирного и предложила ей поучаствовать в специальных занятиях. Для начала курса необходимо было внести предоплату и приобрести материалы, необходимые для обучения. Поверив собеседнице, женщина сначала перевела 15 тысяч рублей, а затем оплатила руны стоимостью 150 тысяч.

На протяжении нескольких месяцев помощники целительницы убеждали потерпевшую, что у неё очень сложная жизненная ситуация, из которой без помощи знахарки не выбраться, и под всевозможными предлогами убеждали переводить различные денежные суммы. Ей поручали выполнять задания и ритуалы: например, произнося определённые фразы, разрезать на несколько частей яблоко.

Всего женщина отдала злоумышленникам почти 900 тысяч рублей, бóльшая часть из которых — кредитные средства.

***

22-летняя архангелогородка создала несколько мужских аккаунтов и вела долгую переписку со случайными жертвами перед тем, как начать выпрашивать деньги.

Подсудимая в течение двух лет покупала разные SIM-карты, регистрировалась в Телеграме под мужскими именами и втиралась в доверие к россиянкам.

В переписках девушка представлялась сотрудником правоохранительных органов и от лица своих персонажей предлагала своим жертвам замужество, а затем просила перевести деньги на лечение. Потерпевшие передавали денежные средства и имущество как самой обвиняемой, которая приходила на встречу как знакомая мужчин, так и через тайники и переводы на подконтрольные ей банковские счёта.

Другой потерпевшей обвиняемая сообщила ложную информацию о вымогательстве денег под угрозой похищения и даже убийства со стороны неизвестных лиц.

Ещё одной женщине обвиняемая предлагала услуги экстрасенса по изгнанию демонов и бесов. Для подтверждения даже инсценировала спиритический сеанс.

Потерпевшими по уголовному делу проходят 4 женщины, которые в общей сумме выплатили обвиняемой около 5 млн рублей.

***

Никуда не делись и стандартные схемы. Например, мошенники сообщают якобы об оформлении кредита на вас и просят перевести средства, в том числе и кредитные, на безопасные счета. Таким образом в конце апреля житель Плесецка умудрился набрать кредитов на 4 млн рублей и профукать свои полтора. 

Ещё одна типичная разводка: заработок на акциях. В середине апреля желавшая разбогатеть этим способом онежанка потеряла 3 млн рублей. 

В последнее время также участились звонки от якобы сотрудников ФСБ, которые говорят гражданам, что их ждёт уголовное дело за якобы финансирование украинского режима. 

Обращаем внимание на ключевой момент: граждане расстаются не только со своими, но и заёмными средствами. К примеру, автор материала в своё время не мог получить ипотеку при достаточно внушительном первоначальном взносе и с предоставлением всех необходимых документов о своём заработке. Так как же в банках в короткие сроки одобряют кредиты 80-летним пенсионерам? Пахнет вся эта история не очень хорошо.

Примечательно и следующее: разводят, как правило, людей, у которых уже есть приличные сбережения на счетах. Очевидно, что информация эта сливается, тут к гадалке не ходи. Вопрос только — кем? Впрочем, он настолько риторический, что выглядит в этом контексте до жути нелепо.

Возвращаясь к баранам. Получение кредита, тем более такого большого, и последующий его перевод мошенникам — процесс небыстрый. Опять же пример из личного опыта: покупка предмета гардероба стоимостью в несколько десятков тысяч рублей переводом на карту продавца была заблокирована банком. А когда мы говорим о жуликах — речь идёт о миллионах рублей. И никаких тебе приостановок операций!

Обратим внимание на ещё один момент на примере одного из самых популярных банков страны — «Сбера».

Исходя из обнародованной отчётности банка за 2022 год, чистая прибыль ПАО составила свыше 300 млрд рублей. Уставный капитал на 2021 год по данным ИАС «Seldon.Basis» — 67,76 млрд рублей. На фоне этого имеющееся примечание «У компании остались долги за прошлые года» в графе исполнительные производства выглядит несколько издевательским.

Вот объясните, почему при таких феерических финансах ключевой банк страны не может выделить ещё средств на дополнительные и явно напрашивающиеся меры безопасности?

Уже понятно, что пенсионерам хоть каждый день кричи о мошенничествах — в одно ухо влетело, в другое вылетело. Тут ничего не поделаешь. Старость надо уважать, хоть порой она и сожительствует с беспросветной глупостью.

Как же так получается, что пожилые граждане умудряются набрать миллионные кредиты и затем их переводить? Уж слишком удобно и избирательно срабатывает «защита» на переводы, не правда ли?

Ладно, фиг с ними, с  роботами, программами и искусственным интеллектом. Почему не поставить в каждом отделении банка «надзирателя» хотя бы днём? Ведь переводы мошенникам проходят траншами, пожилые люди априори не могут их сделать быстро, и заметить подозрительное поведение не составит труда даже обычному гражданину, не говоря уже об обученном сотруднике банка.

***

В последнее время много новостей не только о совершённых мошенничествах, но и о предотвращённых. По несколько раз за неделю грамотами отмечают сотрудников банка. Они молодцы, никто не спорит, но, думается, подобные действия работников банков должны восприниматься как должное при таких-то деньжищах у их начальства, которые, между прочим, зарабатываются на нас с вами. 

Вывод напрашивается лишь один: если никто особо ничего не предпринимает — значит, это кому-то выгодно. А регулярные предупреждения из каждого утюга элементарно не работают. Впрочем, напомним их ещё раз: вдруг кого-то это убережёт от финансового краха. 

Главное правило — не верьте звонкам от незнакомцев!

Не сообщайте никому коды доступа к программам дистанционного управления финансами, установленным на вашем телефоне. Pin и CVV-коды, а также коды из смс-сообщений являются секретными сведениями, которые должны быть известны только вам.

Помните, что банки никогда не запрашивают у клиентов конфиденциальные данные по телефону или с помощью Интернета.