Самокаты в Архангельске до сих пор не вызывают массового недовольства только потому, что их очень мало и кататься на них практически негде. Личных электронных коней имеют считанные десятки поморов, остальным предложен довольно скучный аттракцион — 10-минутная поездка вдоль набережной или части Воскресенской улицы.

В крупных городах электросамокат — нормальная альтернатива летнему общественному транспорту. Поскольку точки аренды расположены почти у каждой автобусной остановки, на двухколесных машинках очень удобно сокращать утреннюю дорогу от дома до метро, объезжая пробки. Городская среда позволяет почти никогда не слезать с самоката от начала до конца поездки.

В Архангельске всё не так. 

Даже на набережной никогда не знаешь, какая из неровно лежащих плит или ям отправит тебя в стратосферу. Велодорожки нам тоже не завезли, поэтому самокатчики должны или с переменным успехом лавировать между собаками и детьми, гуляющими по набережной, либо крутить головой на 360 градусов, высматривая угрожающие машины на проезжей части.

Кроме того, в Архангельске самокатов мало, каждый из них на вес золота и за каждую царапинку спросят с последнего клиента. В правилах сервиса «Busy-Fly» чётко сказано, что перед поездкой пассажир должен провести маленький техосмотр транспортного средства, сфотографировать все царапины, сколы и только потом ехать.

Если забить или забыть про эту процедуру, то следующий въедливый клиент обязательно найдёт все трещинки, отправит их фото в техподдержку, а штрафные санкции могут наложить на последнего, кто пользовался самокатом.

Ещё один минус «Busy-Fly» — поминутная оплата. Мы уже писали о том, как молодой архангелогородец всю ночь проторчал на набережной из-за того, что приложение отказывалось принимать самокат, но деньги продолжали списываться.

В городах-миллионниках деньги списывают за расстояние, а у нас «налог на скорость»: если самокатчик едет тихо, то с него списывается 2 рубля в минуту, если быстро — 5 рублей, а если клиенту нечего делать целый час, то для него есть специальный тариф за 120 рублей за 60 минут.

Для чисто развлекательных целей такое ценообразование вполне объяснимо, но только при нормальной техподдержке. Как показала история парня с набережной, архангельские франчайзеры такой «мелочью» не озаботились и продолжали списывать деньги, пока недовольный клиент не взял в заложники их имущество.

Как пишет «Busy-Fly» в правилах пользования самокатом, сервис не несёт ответственности за травмы, полученные во время езды. Клиенту рекомендовано использовать шлем, наколенники и налокотники, снижать скорость до скорости пешехода в людных местах и прочие требования, при несоблюдении которых вся ответственность ложится на того, кто взял самокат в аренду.

Стать не халявщиком, а партнёром «Busy-Fly» можно с минимальными вложениями. Можно купить всего 1 самокат за 52 тысячи, нанять одного техника, двух диспетчеров и найти помещение. То есть, чтобы стать бизнесменом не по годам, достаточно иметь статус ИП, квартиру или гараж, а обязанности техника и диспетчера можно возложить на самого себя.

При таком подходе клиенту рассчитывать на круглосуточную помощь не приходится. При этом услуга оказывается 24/7, но при попытке разобраться центральная техподдержка перебросит вас на региональную, а региональная, например, спит или работает на другой работе.

Зато гонору у воротил самокатного бизнеса — на десятерых. Некий ИП с идеальной фамилией для владельца электросамоката — Алексей Переломов — пришёл в паблик, репостнувший материал ИА «Эхо СЕВЕРА», и начал угрожать администрации судами за «угрозу деловой репутации» и жаловаться на попранные честь и достоинство.

Согласно базам «Контур.Фокус», сам предприниматель получил официальный статус в конце ноября прошлого года, но уже успел обзавестись мощной деловой репутацией, которую рьяно отстаивает в Интернете.

Ранее этот мужчина вместе со своей однофамилицей, супругой или сестрой открыли ООО «Техно». Фирма получила предупреждение за недостоверность предоставленных в налоговую данных, несколько судов за срыв поставок и с 2015 года не подавала отчётности о финансах. Видимо, один бизнес не взлетел, а теперь и второй может загнутся, если федеральные начальники сами увидят угрозу их репутации.

Что мы имеем: молодой человек всю ночь смотрел в небо и на то, как с его карты снимают по 5 рублей в минуту, приложение глючило, архангельская техподдержка не отвечала. Под утро клиент пошел домой с тяжёлым, севшим самокатом и логичным желанием высказать всё накопившееся недовольство.

Из всего вышеперечисленного предприниматель Переломов сделал вывод, что пострадало не чьи-нибудь, а именно его честь и достоинство.

Чтобы проиллюстрировать логику бизнесмена, приведем аналогию: допустим, ребёнок ушибся на резко вставшей карусели в парке аттракционов, администратор подбегает к нему, даёт подзатыльник и тащит мать в суд за то, что не поймала сына.

Хорошая репутация — это не выигранные суды, а отсутствие поводов для разбирательств.

P.S.

«Busy-Fly» использует GPS мониторинг UAB «GeliosSoft». Последний зарегистрирован во вражеском Вильнюсе и занимается обслуживанием транспортных средство по всему миру. Любой контакт с ними — риск попасть под сбор данных обо всех клиентах, что особенно невыгодно россиянам в сегодняшних реалиях.