Режиссер: Сарик Андреасян.

В ролях: Егор Бероев, Полина Максимова, Грант Тохатян, Лиза Моряк, Марк Богатырев, Михаил Тарабукин, Ксения Алферова.

Премьера 16 марта 2023 года.

Фильм «Чудо на Гудзоне» вышел 7 лет назад, но до сих пор присутствует ощущение, что время для новых фильмов-катастроф в воздухе еще не пришло. По-своему легендарный режиссер Сарик Андреасян так не считает.

В прошлом автор ремейка «Служебного романа», жутковатых комедий «Тот еще Карлосон» и «Беременный» с рожающим Дюжевым в последнее время решил отойти от образа главного производителя трэша всея Руси и начал уходить в серьезные темы.

Этот шаг оказался удачным. Фильм «Землетрясение» про трагедию в Армении 1988 года вышел неплохим, особенно на фоне предыдущих работ, уже со следующего кино в рабство к Андреасяну попадает сам Нагиев и второй этап славы, как автора первого сериала про Андрея Чикатило.

Судя по грядущим премьерам, скоро нас ждет военный период от Сарика. Например, в следующем году талантливый армянин снимет нечто под названием «Сталин: Коба» и еще несколько фильмов на тему Великой Отечественной.

А пока великий творец набирается сил и разминается на «историях о героях». «На солнце, вдоль рядов кукурузы» расскажет про жесткую посадку пассажирского борта на кукурузное поле возле аэропорта в Жуковском в 2019 году.

История трагедии укладывается в 90 секунд. Во время взлета самолет Airbus A321-211 столкнулся со стаей чаек, запросил возврат на полосу, но немного не дотянул, приземлившись в поле кукурузы.

Все находившиеся на его борту 233 человека (226 пассажиров и 7 членов экипажа) выжили, 74 человека получили травмы различной степени тяжести. Самолёт получил повреждения до степени исключения из инвентаря, был списан и разобран на металлолом. Бортпроводники представлены к Орденам мужества, а оба пилота получили звание Героя России.

Из-за того, что авиакатастрофы не длятся долго, хронометраж фильмов про них нужно чем-то заполнять. Например, в том же «Чудо на Гудзоне» большая часть повествования отводится на судебное разбирательство, а Сарик решил не только рассказать про биографию главного героя — пилота Дамира Юсупова, но и нескольких пассажиров.

В фильме три основных сюжетных блока: рассказ о детстве и взрослении будущего командира, знакомство с некоторыми пассажирами и сам инцидент в воздухе.

Проблема с катастрофой заключается в полном отсутствии интриги. Постер показывает самолет в кукурузе с живым пилотом, трейлер тоже не скрывает того, чем всё кончится. Даже, если ничего не читать про случай в Жуковском, то невозможно не знать, что все выживут. Посадка — это финальная часть фильма и никакой рефлексии персонажей по данному поводу ждать не стоит.

Вместо этого зрителя ждет на 100% клишированные закрытия арок второстепенных персонажей, списанных из российских сериалов. Среди пассажиров есть студент, обиженный на родителей, тряпка-мужчина, никак не решающийся сделать своей девушке предложение и ребенка, типичный бизнесмен, спорящий со стюардессами за право не отключать мобильник.

После того, как все они окажутся на волосок от смерти, все сделают правильные выводы: неженатые поженятся, студент простит родителей, а большой начальник резко прекращает быть сволочью.

Все эти истории — чистый художественный вымысел и к реальности не имеют никакого отношения.

История главного героя тоже не таит сюрпризов. Сарик экранизировал Википедию, забыв про драматическую составляющую. В фильме, где практически нечего показывать, вопросу кризиса среднего возраста уделена лишь одна сцена.

Человек в 32 года меняет должность успешного юриста на летное училище и туманное будущее. Фильм делает короткий акцент через сцену со ссорой с женой и в следующих кадрах Юсупов уже летает, как горный орел.

В фильме не будет никакой политики, а в реальности она была. Оппозиционные издания писали, что самолет не сел на полосу из-за ошибки пилотов, которой не было уделено должного внимания при расследовании. Не сказано и про отсутствие отпугивателей птиц, и про свалки вокруг аэропорта, куда чайки слетались за пропитанием.

Вместо этого в фильме регулярно мелькает слово «чудо». Словно не мастерство пилотов спасло две сотни жизней, а высшие силы.

Зато под самые титры на экране появятся реальные кадры, записанные перепуганными пассажирами с борта самолета. На фоне слабых актерских работ и шаблонных образов сериальных актеров, эти ролики смотрятся чуть ли не единственной живой деталью за весь фильм и работают не на пользу «На солнце, вдоль рядов кукурузы».

От видео из реальности кино кажется еще менее настоящим и лишний раз появляется мысль об отсутствии наполнения происходящего на экране. Не удается отделаться от ощущения, что фильм снят не ради увековечивания памяти причастных к рукотворному чуду, а ради самолюбия самого Сарика Андреасяна.

6+

Александр Губкин.