Контракт выиграл некто Денис Железников (он же ИП, он же фирма «НР», он же с «Народной рекламой»). За бюджетные деньги Железников должен был снять 14 роликов, посвящённых жизни императора Петра Романова в Архангельске. 

Отметим, ранее Железников — далеко не светило исторической науки, он почти не участвовал в госконтрактах. Последний успешный конкурс был в 2015 году. 

Каждая работа оценена отдельно. Самые дорогие ролики про Петра Первого стоят 80 тысяч, самые дешевые от 20.

Мини-фильм, который в документах носит лаконичное название «Обо всём» — краткий рассказ о деятельности императора в поморских землях, представляющий собой набор проплывающих картинок и скринов гугл-карт под голос диктора.

Иногда видеоряд прерывается пролётами на дроне и говорящими головами экспертов.

Контракт был заключён в декабре 2022 года, но, судя по этим кадрам, материал был записан сильно заранее, либо же взят из открытых источников.

Уровень монтажа не то чтобы запредельный… Непонятно. Вряд ли с такой работой справится школьник младших классов, но современный старшеклассник — вполне.

Двух с половиной минутный ролик с речью экспертов Кирилла Назаренко и Павла Кротова — по сути, человек перед камерой и всё, но за их съёмку заплачено по 20 тысяч на каждого.

Ещё один юбилейный мини-фильм снят со странноватым и не до конца ясным посылом: император стоит на фоне кареты, кадр обрывается, в новой сцене Пётр попадает в современный Архангельск, поправляет недорогой пиджак, прыгает в арендованный кабриолет и мчится по городу.

Царь заезжает в университет имени Воронина, селфится в Соломбале, гладит памятник жертвам интервенции (что???) и пафосно смотрит вдаль на пыльном пустыре за ТЦ «Макси».

После этих кадров хочется отдельно попросить прощения у Петра за то, что всё про… потеряли. С другой стороны, тут хотя бы видно, что на видеоряд потрачены какие-то средства. Аренда треуголки, жабо и кабриолета стоят денег. Все ли 40 000 рублей вы видите на экране — ответьте себе сами. 

Весь список обозревать смысла нет, но, поверьте, шедевров там не будет.

Мог ли краеведческий музей своими силами наснимать чего-то подобного? Вполне. Без квадрокоптера и кабриолета получилось бы точно не хуже. В крайнем случае можно привлечь обычного свадебного оператора и монтажёра на аутсорсе. Для их работы 550 тысяч рублей — более чем достаточно.

Надо думать, что целью этих видео было привлечение молодёжи к изучению истории личности Петра Великого. Получилось ли это? Едва ли. Если коротенькие ролики от Железникова набирали по 3 тысячи просмотров, то самая содержательная часть проекта — лекции учёных — посмотрели всего 200-400 человек. Лекции проходили в апреле, в зале практически не было людей — да уж, реальный интерес аудитории к данной теме виден невооружённым глазом. 

Вот вам и сказка про эффективность расходования бюджетных денег. 

Надо думать, 3 часа времени доктора исторических наук Андрея Куратова не стоили 550 тысяч, но несут пользы куда больше, чем император-мажор в кабриолете. Рекламных афиш с анонсами лекций не висело по городу: похоже, о них знали только завсегдатаи музея. Вместо этого в рекламных паузах крутили бесцельные ролики с информацией из первой строчки поисковиков.

Если пропустили — навёрстывайте.

Видео и фото: Архангельский краеведческий музей