Режиссеры: Сюзанна Уайт, Саймон Селлан Джоунс

В ролях: Александр Скарсгард, Джеймс Рэнсон, Ли Тергесен, Старк Сэндс, Билли Лаш, Эрик Неннингер.

Премьера: 2008 год.

Наверное, каждый выходец из Советского Союза должен помнить, чем заканчивается «Обыкновенный фашизм»: под угрожающие интонации диктора гражданам СССР показывали американских морпехов, что под бравые крики «Die, kill, die!» тренируют на мешках с соломой выпады со штыком.

Диктор недоумевает, зачем всего через 20 лет после грандиозной войны вторая сверхдержава тренирует армию нападения, забыв упомянуть про уже случившуюся Корею и начало наращивания военного присутствия Штатов в Южном Вьетнаме в том же 1965 году.

Иными словами, за вторую половину ХХ века наступательные силы американцам пригождались сильно не единожды.

Для сражения на чужой территории за крайне сомнительные цели вооруженным силам нужна мотивация и, видимо, в Пентагоне решили, что сделать из каждого солдата рыцаря свободы всё равно не получится, да и все эти возвышенные идеалы продержатся в голове бойца до первого мертвого гражданского и разрушенного села. Альтернативным решением стало превратить отдельные части в настоящих бойцовских собак, внушив личному составу, что убивать во имя их страны — это почетно, уважаемо и с момента подписания контракта, живут они только ради этого.

В Интернете полно кадров подготовки морпехов разных лет, поэтому можно лично убедиться, каким стресс-тестам и идеологической накачке подвергается солдат в учебке и во что превращается человек после таких тренировок.

Помножаем вышеописанное на не самый интеллектуальный человеческий материал, записывающийся в ряды вооруженных сил США, и получаем идеально замотивированного солдата, который не задает лишних вопросов, уверен в товарище, командире и готов довольно долго выполнять боевые задачи, не теряя запала.

К морпехам в Америке относятся похожим образом, как в России к ВДВ. То есть, это элита внутри армии, кулак прорыва и так далее. Как и у нас, отдельная часть американского общества считает морскую пехоту дуболомами с интеллектом наковальни и наполняет Интернет соответствующими мемами, иногда очень веселыми: что происходит с морпехом после увольнения? Ему возвращают мозг. 

Помимо прочего, морская пехота — это отдельный культурный пласт. Благодаря забавным боевикам 50-х или более современному «Спасти рядового Райана» мы имеем яркий образ морпеха времен Второй Мировой, «Цельнометаллическая оболочка» плотно закрепила представление о морпехе конца 60-х, а новый «взрыв популярности» американская армия получила во время двух вторжений в Ирак и Афганистан.

Война против режима Саддама Хусейна практически сразу стала обрастать экранизациями, порой, с полярным посылом. Республиканцы воспевали победы времен «Бури в пустыне», восхищались маршем на Багдад и наслаждались тем, как их страна «несет населению Ирака демократические ценности», а либералы крайне недоверчиво относились к официальным целям вторжения, довольно прямо называли США страной-оккупантом и проецировали свою позицию на экраны.

Всего через 5 лет после битвы за Багдад (Буш-младший всё еще президент), на HBO выходит крайне смелая экранизация первых дней американской армии в Ираке — «Поколение убийц». Сериал именно смелый потому, что, пожалуй, впервые либеральные авторы отошли от критики решений американского правительства, сосредоточив внимание на поведении рядовых солдат в чужой стране.

Если вы хотите узнать больше о самых растиражированных преступлениях американской военщины в Ираке вроде лихой покатушки по Багдаду с расстрелом машин на мирных улицах или Гуантанамо, то в сериале от HBO этого не будет. Создатели намерено обошли вниманием громкие инциденты, сосредоточившись на обыденности таких вещей, как детоубийство в воюющей стране.

Итак, «Поколение убийц» рассказывает о приключениях разведывательного батальона 1-й дивизии морской пехоты США со дня приказа о начале вторжения до окончания битвы за Багдад (всего 3 недели). За первоисточник взята документальная книга журналиста «The Rolling Stone» Эвана Райта, лично прошедшего большую часть описываемых событий. Райт также является одним из основных героев сериала. Создатели пользовались также книгой «Морпехи», написанной лейтенантом Натаниелем Фиком, служившем в том самом батальоне, его персонаж присутствует на экране, как и персонаж Райта.

Знакомство с героями начинается во время учений, на которых ясно дают понять, что рядовые морпехи рвутся в бой, не слишком доверяют сержантам, зато безмерно уважают комбата по кличке Крестный отец, данной за вечно-севший хриплый голос.

Изначально бойцов не очень волнует, зачем они здесь. Личный состав просто устал бесцельно жариться на базе в пустыне и хочет «застрелить как можно больше хаджей и свалить домой». Однако после первых перестрелок до самых внимательных доходит: «Раз всем разрешили снять костюмы химзащиты, значит командование не боится применения химического оружия. Может быть, у Саддама его и нет вовсе? Тогда ради чего воюем?»

В другой сцене морпехи лежат в засаде, наблюдая за бомбежкой Насирии ракетами «Томагавк» и считают, сколько денег Америка угрохала на этот обстрел. Закончив с математикой, они приходят к следующему выводу: «За эти миллионы можно было бы купить весь этот город вместе с жителями».

Впрочем, размышлений о глобальных вещах тут немного. Даже у самых недоверчивых, вопрос «зачем?» упирается в «наверное, наверху виднее». Один из морпехов завел привычку каждое утро просыпаться и выдумывать новую теорию, почему США пришли в Ирак. Например, чтобы у девушек во всем мире между ног было гладко.

На вопрос журналиста «раз у Саддама нет химического оружия, то что мы здесь делаем?», этот же парень отвечает: «Не по-военному мыслишь, брат. Если нет, мы должны сделать так, чтобы и не было».

Зато бытовые армейские проблемы раскрыты куда более тщательно, чем идеологические.

Например, для человека из наших широт, до сих пор смотрится диковато, как американская элита за свой счет закупает в Интернете бронещит для турели, батарейки для ПНВ и ботинки, в которых не так жарко. Не менее забавно слушать ворчание солдат в пустыне, получивших химзащиту с лесным камуфляжем. Всё-таки, есть в этом что-то родное для русского глаза.

Продолжая тему бытовухи, создатели дошли до обсуждения морпеховских туалетов. Оказывается, сходить по большой нужде на вражеской территории — это то еще приключение, а армейская колонна оставляет за собой не только смерть и разрушения, но еще и горы экскрементов.

Второй аспект — командование на всех уровнях. Сериал на примере 5 капитанов наглядно показывает, насколько сильно может вредить нерешительность, неумение поставить себя перед личным составом, желание выслужиться. Деятельный идиот — здесь самый опасный вид командира. В «Поколении убийц» такой персонаж только один и сцены с его участием дико веселят до тех пор, пока по вине этого человека на ровном месте не появляется два раненных.

Крестный отец (командир разветбата) — персонаж, отвечающий за серую мораль. Видно, что он произошел из рядовых морпехов, явно был в бою и свой статус в коллективе имеет по праву. При этом, с развитием сюжета мы видим, как военные успехи кружат ему голову и заставляют отдавать необдуманные и крайне рискованные приказы.

Подогревают азарт полковника и похвалы от высшего командования. Доходит до того, что Крестный собирается брать Насирию чуть ли не одной ротой на легких «Хамви». Чем успешнее идет наступление, тем меньше командир осознает, что все его победы строятся на чистом везении, которое сопровождало американскую армию в ходе всей операции.

Неоднократно сериал дает понять, что, будь у американцев противник посерьезней, такие скачки через полстраны стоили бы очень дорого.

Третий момент, на котором авторы «Поколения убийц» заостряют внимание — собственно сами убийства и моральная сторона вопроса. Морскую пехоту ни раз и ни два сравнивают с бешенными собаками, спущенными с поводка и по ходу повествования она это сравнение оправдывает.

В первый же боевой выход, дорвавшийся до боевого оружия морпех, расстреливает мирный караван верблюдов вместе с погонщиками и детьми. Причем, следующие две серии нам будут показывать, как солдат страшно гордится своим поступком. Как-никак первый завалил хаджи. Только потом до него и окружающих начнет доходить, что именно они сотворили, но сильно корить боец себя не будет. Расстрел детей слишком легко прячется за оправданием «это война».

Лишь раз сержант попрекнет подчиненного, подметив, что не абстрактная «война» убила тех детей, а лично он, бездумно жавший на гашетку. Зато рапорт об этом преступлении не пойдет наверх именно потому, что война, мол, всё спишет.

По ходу развития наступления мирные иракцы начинают гибнуть по самым разным поводам: попали под авианалет, расстреляны отступающими войсками Саддама, рота снабжения американцев решила поразвлечься по дороге, тупость морпеха, стреляющего дымовой гранатой в голову человека, случайный рикошет.

Всё это сводится к одной мысли: воевать на другом полушарии, в абсолютно чужой стране, вообще-то очень стыдно. За весь сериал морпехи буквально пару раз ведут себя, как настоящие солдаты: до последнего держат позицию и всячески превозмогают численное превосходство противника. На 2 эпизода героизма приходится 20 историй, которые не каждый сможет рассказать дома.

На гражданке вряд ли похвалят за массовое справление большой нужды прямо в центре деревушки или стрельбу по семьям в машинах.

Впрочем, пока убийцы находятся в коллективе таких же, расстрел детей ими воспринимается легче. Примечателен ироничный диалог морпехов, наблюдающих детские трупы (убиты до их прихода) в оптические прицелы:

— Как думаешь, чем они это заслужили?

— Всё правильно, выросли бы террористами.

В «Поколении убийц» бойцы морской пехоты США показаны знатными свиньями. 90% — расисты, каких поискать, всё, что их интересует — телки, тачки, бабки, пушки, а главное правило — меньше думаешь, крепче спишь.

Но даже такие ребята стыдливо опускают глаза в пол, когда пересматривают отснятую ими же хронику. Большинство понимает, что вторжение в Ирак — это не то, чем стоит гордиться, и тем более хвастаться.

Что касается художественной части, то здесь есть серьезные проблемы. Чтобы следить за повествованием, лучше держать под рукой карту наступления на Багдад и записывать имена героев. Камера постоянно скачет из одной роты в другую и из-за этого только к концу сериала начинаешь различать героев хотя бы примерно.

Боевые сцены не отличаются масштабностью и почти всегда сняты так, как видел бы их простой солдат. Это помогает погружению, но еще больше путает в пространстве. На второй минуте очередной перестрелки можно поймать себя на мысли о том, что просто смотришь на случайных людей, стреляющих в Луну.

Сериал абсолютно игнорирует вторую сторону конфликта. Абсолютно всё внимание уделено американцам, а граждан Ирака нам дают понаблюдать либо уже в мертвом виде, либо через прицел винтовки. Скорее всего, это сделано специально, чтобы добавить злой иронии: поколение убийц, толком не видевшее врага.


18+

Александр Губкин.