Минувшим летом Архангельскую область всколыхнул новый бум. Туристический. Огромную проблемную территорию, в которой не могут достойно выживать десятки тысяч людей, решили выдать за экзотическую зону чистого наслаждения и бесконечного культпросвета.

Нельзя сказать, что у нашей области такого потенциала нет. Однако спекуляции на культурном наследии предков и сплошь и рядом загаженной «уникальной природе» — циничное свинство. Ведь фон для всей этой красочной картинки — отсутствие элементарных благ для жителей региона, постоянные отключения воды и света, убитая инфраструктура, проблемы с медициной, забвение молодёжной политики, культурная стагнация и даже нехватка общественного транспорта.

Бойкие торгаши, барыги, решившие обогатиться за счёт родного края, которому они не дали буквально ничего, попросту выкачивают из остатков былой роскоши последнее. Когда область превращена в посмешище для таких, как Варламов (видео блогера-урбаниста про Архангельск набрало почти 4 миллиона просмотров), единственная возможность обогатиться за счёт этой территории — как бы придумать её заново и продать её образ, голую абстракцию. Такой вот симулякр Архангельской области местные бизнесменчики и начали втюхивать заскучавшим богачам со всей России в минувшее лето.

Впрочем, «Северное чудо» явилось столичным туристам даже раньше — зимой 2021–2022 года, когда некоторые части города решили превратить в «туристические изюминки». Печальная участь таких новогодних приманок заставила грустить весь Архангельск: все помнят, как убого смотрелась территория в Банковском переулке на набережной после того, как вся эта туристическая свистопляска умотала восвояси.

А летом началось ну просто полное шапито. Показателен летний праздник в Новодвинской крепости: люди не могли добраться до места даже на бесплатных автобусах, в пути происходила давка, в которой граждане теряли сознание от жары и человеческий облик от жадности, толкали друг друга, ругались, боролись за сидячее место… Но для красивой картинки в Интернете — можно. Зато туристы приедут, а может и местные отважатся повторить путешествие или даже погостить где-нибудь возле крепости недельку, только уже за деньги.

Уже в наступившем 2023 году мы узнали более подробно о том, как владельцы туристического бизнеса в Архангельске организовывают свою работу и чем заманивают наивных россиян.

С чего начинается любой современный бизнес? Правильно, с рекламы в Сети. Поискав в Интернете рекламные сайты, мы наткнулись на нечто поразительное — сайт яхтклуба «Морские практики». Вот что его владельцы написали сами о себе (стилистика сохранена):

«Клуб „Морские практики“ был организован в 2009 году капитаном Евгением Шкаруба и вначале состоял из увлеченных парусом и морем яхтсменов, курсантов яхтенной школы, участников кругосветного плавания на яхте „Джульетта“. Со временем, в клубе появилось свое чартерное агенство аренды яхт, верфь — некоммерческая организация „Товарищество поморского судостроения“, агенство путешествий. Сегодня это большой туристический, судостроительный, культурный и обучающий проект».

Дважды написать слово «агентство» с ошибкой для владельцев «большого обучающего проекта» — это, конечно, мощно. Однако не за орфографию же их судить. Интересно другое.

Откуда у курсантов яхтенной школы появилось собственное чартерное агентство аренды яхт?! Откуда у них появилась целая СУДОВЕРФЬ?!. Как ребята смогли устроить частное агентство путешествий?!

А с 2019 года клуб Евгения Шкарубы владеет ещё и чартерным агентством, в распоряжении которого 8200 (!) яхт по всему миру и 620 (!) чартерных компаний.

Если за 13 лет вы из скромного спортсмена станете туристическим монополистом в своём регионе и владельцем верфи, на которой изготавливаются натуральные яхты, то вы — настоящая редиска. Так не бывает. Кругосветные путешествия, чем был занят всю жизнь Евгений Шкаруба, не приносят такого дохода. Как из обычного хобби у мистера Евгения получилось предприятие, несущее сотни тысяч, — открытый вопрос.

На одном из сайтов сэра Шкарубы указано: «В 2010 году благодаря поддержке друзей стал капитаном новой лодки проекта Hanse 54 „Julietta“. В этом же году организовал клуб „Морские практики“. Начал кругосветное плавание». 

На этой самой яхте Шкаруба долгие годы проводил кругосветные круизы для всех желающих. Он трижды пересёк Атлантический океан, побывал в Западной и Северной Европе, Гренландии, Средиземноморье, Африке, Северной и Южной Америке, Карибах, выходил в Тихий океан. За 2 тысячи евро любой человек мог составить ему компанию. Никому не известный кузнец с Соловков сначала становится капитаном яхты, а потом развозит на ней по всему миру кого угодно, сколачивая какое-то невероятное состояние. Жаль, что всё это осталось в прошлом.

Но и это не самое интересное. Интереснее всего список тех самых «туристических» услуг, которые агентство «Морские практики» уже в наши дни любезно предлагает любому россиянину за бешеные деньги.

Вот, например, есть предложение о путешествии в Кенозерье. Там народу предлагается два вида досуга: на суше и на воде. На суше господа туристы смогут «погулять по окрестностям», «пособирать грибов и ягод», «послушать историй местных жителей» и «позаниматься изучением морских узлов и терминов». По воде же туристы немножко поплавают на карбасе. Питание, кстати, нормально на сайте не описано. Неизвестно, что именно и сколько раз будут кушать пресыщенные туристы на краю Севера, среди заповедника и воды. Так что желающие напрячь свой желудочно-кишечный тракт могут смело записываться в тур. За 8 дней такого путешествия с одного человека попросят 59 тысяч рублей, за 10 дней — 69 тысяч.

Есть путёвка и на Соловки. 6 дней — 95 тысяч. Программа схожа с той, что предлагают в Кенозерье: на воде — 12-километровый поход на лодочках, на суше — прогулки по пляжу и лесу, «просмотр фильмов по теме тура» и «импровизированные музыкально-поэтические вечера». А ещё народец ждут экскурсии по скучным историческим заведениям, всякая зелёная тоска по-монастырски. В общем, советская власть устраивала примерно то же самое, только бесплатно. Питание контора предлагает вновь двухразовое, причём в половине случаев еду придётся готовить в поле не пойми из чего над костерком. Всё остальное — за дополнительные расходы в местных ресторанах. За сто тысяч человеку не могут организовать даже трёхразовое питание. Туризм по-архангельски.

Чтобы была понятна разница: туры в Абхазию в интернете можно купить от 17 тысяч, в Армению — от 22 тысяч, в Турцию — от 46 (на двоих!), в Египет — от 57 тысяч (тоже на двоих), за 84 тысячи вдвоём можно посетить Индию, за 76 тысяч — Тунис (но уже в одиночку). Кипр для одного — от 77 тысяч. Хорватия — от 69 тысяч. Марокко — 30-40 тысяч. Чёрт возьми, в Грецию можно попасть за 75 тысяч.

Почему тур на неуютные Соловки стоит настолько дорого?! Сумасшедшие цены, которые не оправдываются никакой «северной экзотикой». Простите за прямоту, но сервис, культурная программа и климат в какой-нибудь Хорватии намного более привлекательны, чем прерогатива попасть в Кенозерский парк. Соотношение «цена/качество» делает поездки по северным местам странной затеей: зачем людям приезжать к нам, если почти за те же деньги можно увидеть Марокко?

Разумеется, поездка куда-либо и за какие угодно деньги — дело частного вкуса и возможностей. Но ведь и наша претензия — не к туристам, а к тем, кто торгует турами по нашей области. Ведь бизнесмены просто эксплуатируют ресурсы Поморья ради личного обогащения, пользуясь покровительством политической повестки, а их бесполезная для местных жителей работа подаётся публике под соусом «культурного» и «экономического» развития региона. А развития-то и нет. Мало того: ещё и туристы оказываются в дураках, потому что их возят в не самые лучшие места за огромные деньги.

Но и на этом интересное не заканчивается. Наш источник из САФУ сообщил, что даже рекламные сайты для конторы «Морские практики» создаются по всем законам бездушного бизнеса, да ещё и силами студентов за очень скромную оплату. В студенческие чаты временами пишет представитель туристической конторы с предложением поработать на него. Ребятам предлагается создать красочный сайт по шаблону в специальном редакторе. Им предоставляют весь контент, которым должен быть нафарширован сайт, а именно — «продающие» тексты ни о чём, но с обязательным упоминанием слов-триггеров на тему моря и севера, и куча колоритных фотографий и видео.

Авторы текстов, описывающие потенциальное путешествие, прибегают к самому топорному воздействию на «клиента», обещают фантастические эмоции от райского северного уголка, гарантируют незабываемый опыт, культурное просвещение и отдых на 10 из 10, затейливо описывают достоинства суровой поморской земли, — лишь бы кто-нибудь раскошелился на сотню тысяч. А на деле кого-то прокатят пару раз на деревянной лодке, накормят чем-то, приготовленным на костре в условиях полевой антисанитарии, покажут ему две церкви и три камушка.

Владелец и идейный вдохновитель конторы «Морские практики» — Шкаруба, — уроженец Новосибирска, отработавший какое-то время на Соловках кузнецом, а после этого чудесным образом ставший капитаном яхты и совершивший кругосветку при помощи влиятельных друзей. Шкаруба заимел отличный туристический бренд — все эти «белые ночи», «треска», «деревянные лодки» и прочее. Теперь он прочно осел в Архангельске, его бизнес процветает, а сам он заливается соловьём о сохранении русских традиций и культуры. 

Только вот как именно он влияет на культуру? Через продажу богатым людям путешествий на лодке? Бесспорно, познание мира через путешествие, тем более водное, — замечательное аутентичное дело, это целая философия, особый способ отношения к вселенной. Но только если речь идёт о Семёне Дежнёве, а не о Евгении Шкарубе, который не приносит никакой пользы Архангельской области. 

Подобная туристическая язва перекрывает нашему городу возможность становиться лучше, потому что наплыв туристов дарит повод отмахнуться от настоящих проблем, касающихся и культуры, и экономики, и всего остального. 

Какое нам, архангелогородцам, дело до яхт Евгения Шкарубы, до его борьбы за «сохранение русских мореходных традиций», если мы по земле-то ходить не можем из-за гололёда или бесконечной грязи, в которой ноги утопают по колено 9 месяцев в году?