Речь идёт о рельсовых автобусах Архангельск — Онега, в народе именуемых «Орланами». На сей раз к донельзя неудобным вагонам добавилась ещё одна напасть, поначалу показавшаяся хорошей инициативой: у этих электричек сократится время пути.

С 10 февраля из Архангельска поезд будет отправляться в 19:17 — на 5 минут раньше, чем по действующему сейчас расписанию, прибывать в Онегу он будет на 26 минут раньше — в 23:28. Отправление из Онеги назначено на 2:27 — на две минуты позже действующего сейчас расписания. Прибывать в Архангельск «Орлан» будет на 13 минут раньше — в 6:40.

Достойное начало, ведь, как известно, чем быстрее ты едешь и прибываешь в пункт назначения, тем лучше. Но, к сожалению, данное нововведение и «улучшение» будет достигнуто не за счёт увеличения скорости рельсового автобуса, а за счёт ликвидации порядочного количества остановок.

Поезд № 7153 на пути от Архангельска до Обозерской теперь останавливается всего трижды: в Исакогорке, Ломовом и Пермилово. Очевидно, что в руководстве Северной железной дороги решили, что между этими населёнными пунктами больше никто не живёт. А как же многочисленные дачники и студенты, охотники, рыбаки и собиратели грибов и ягод, железнодорожники да и просто местные жители? 

Откуда и как им теперь добираться до исключённых из списка остановок локаций и возвращаться обратно? Теперь многим придётся ехать на утреннем пригородном поезде, потому что поезд Архангельск — Котлас также останавливается далеко не везде. А учитывая, какая и до всех этих пертурбаций что в «Орлане», что в дежурке была толчея, жителей Архангельской области ожидает настоящий АД.

И это мы ещё не говорим про ожидаемый ремонт ж/д вокзала, который тоже наверняка никаких удобств не прибавит… Хотя Минтранспорта региона уверяет, что большинство поездов продолжит отправляться из Архангельска даже во время ремонта. 

От Обозерской до Онеги остановки у «Орлана» остались на станциях Урамец, пл. 331 км, Кодино, Мудьюга, Глазаниха, Вонгуда, пост 243 км. Да, здесь количество убранных остановок ещё можно объяснить: в условной Большой Кяме, например, больше никто не живёт, и садиться там в поезд некому. А в Холмогорской, Лиственничном, Тундре и Илесе что, больше никто не проживает? Как быть местным жителям? А грибникам и охотникам, путешественникам? Ведь на этих станциях ВСЕГДА садилось очень много народу. Всегда!

Хороша «трансформация», глядь!

Толчея в «Орлане», едва он тронулся со Смольного Буяна.Толчея в «Орлане», едва он тронулся со Смольного Буяна.

Первыми тревогу забили студенты. Учебная братия, полюбившая неудобные «Орланы» за скорость и отличную возможность уехать в пятницу вечером до отчего дома и вернуться в понедельник утром практически прямо к стенам САФУ, теперь негодует и рвёт и мечет. Возможно, руководство Северной железной дороги не знает, но остановка Смольный Буян практически всегда, в любое время года и в любую погоду является самой крупной по количеству пассажиров в черте Архангельска. Любой поезд, будь то «Орлан» или пригородный Архангельск — Пукса, заполняется до отказа (и переполняется в том числе) именно там.

Но теперь это в прошлом. Остановка «Смольный Буян» безжалостно ликвидирована для «Орланов». Теперь людям, чтобы сесть вечером в поезд, придётся добираться до головного вокзала. Особенно учитывая то, как стоит по вечерам в пробках город. Представляете, какой это будет АД? 

Кроме того, как сообщает СевЖД, из Архангельска в Онегу перевозки «Орланами» осуществляются во все дни недели, кроме субботы, из Онеги в Архангельск — во все дни недели, кроме воскресенья. Просто потрясающе. Это добавка к отсутствию поезда «Архангельск — Котлас» по субботам, не иначе.

Короче, нас всех с вами ожидают очень, очень большие неприятности. Народ и так не особо возлюбил «Орланы», выступая резко против. За почти три года полёта этих «птиц» по рельсам и шпалам количество довольных пассажиров не увеличилось, особенно на маршруте до Пинеги, жители которой больше всех возмущались неудобным креслам и отсутствию комфорта. И это несмотря на заверения РЖД, что поезд де популярен и иже с ним. Так эта популярность объясняется банальным термином «никуда не деться», ибо людям действительно некуда деваться и приходится пользоваться тем, что есть.

Пипл схавает, не иначе. Вот и хаваем…

Летний удобный чилл в «Орлане». «Доширак» пришлось ставить на голые колени.Летний удобный чилл в «Орлане». «Доширак» пришлось ставить на голые колени.

К слову, все эти изменения внесены на основании обращения правительства Архангельской области. Не от большого ума, очевидно, ибо чиновнички по железной дороге не ездют. А попробовали бы они прокатиться до Онеги или до Карпогор в поезде с неоткидывающимися креслами и позой «колени в колени» с сидящим напротив пассажирами, так мигом бы отменили все эти орланы и прочие птицы и вернули комфортабельные вагоны самолётного типа. Но нет…

А вот северяне в гневе. Кто-то попытался найти объяснение в соцсетях, но там его ожидало холодное разочарование.

Пользователь «ВК» Анатолий П. написал в нескольких группах «ВК» вот такой спич (стилистика сохранена): «Большая просьба не отменять остановку пригородного №№ 7153/7154 на о. п. Смольный Буян!!! Это же центр Архангельска, там куча народу вылезает, прежде всего студенты. Ну, прибудет „Орлан“ на ж. д. вокзал на 2-3 минуты позже в 6:43, так это даже и чуть-чуть удобнее будет. А то получается, что под благими намерениями СППК принесёт людям большие неудобства. Подумайте, пока время есть!»

И если в группе «ВКонтакте» «Северной железной дороги» Анатолия поблагодарили за обращение и сказали, что всё передадут в соответствующую службу СЖД и Северную пригородную пассажирскую компанию, то в самой группе «ВК» «Северная ППК» Северная пригородная пассажирская компания ответила следующее, — далее цитата:

«Законодательством Российской Федерации (Федеральные законы РФ от 01.01.2023 № 414-ФЗ, от 10.01.2003 № 17-ФЗ) организация транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении отнесена к полномочиям субъектов Российской Федерации и осуществляется за счет средств бюджета субъектов Российской Федерации. Акционерное общество „Северная пригородная пассажирская компания“, как исполнитель заказа, не вправе вносить изменения в государственный транспортный заказ.

Вместе с этим Ваши предложения учтены и будут по возможности реализованы при формировании графика 2024 года.

Благодарим Вас за обращение — оно очень важно для нас и позволяет меняться Компании в лучшую сторону».

Конец цитаты.

Вот так передали.

Отписались — как плюнули. Особенно вязким плевок выглядит после слов о благодарности за обращение, мол, оно нам очень важно. Ну-ну…

Это получается, что на этот год никаких изменений в расписании не предвидится — всё, вот вам две станции на весь город, добирайтесь как хотите, садитесь, как хотите (и через час ваши спины и всё что пониже затечёт до основания, но ваши проклятия — это ваши проблемы), создавайте больше сутолоки и настоящего АДА в и без того плохой логистике архангельской конгломерации, а мы вам за это предлагаем, глядь, на 26 минут сократить время в пути.

26 минут!

Возьмём условных студента САФУ Романа Смирнова, грибника Степаныча, двух работяг, несколько бабушек и дедушек, трио охотников, кодлу рыбаков, ну и ещё кого-нибудь. У каждого своя остановка между Архарой и Обозерской, к примеру. Все они садились на Смольном Буяне в «Орлан» в пятницу вечером. Всем им сообщили, что поезд нынче будет быстрее приезжать до Онеги. А теперь им всем, чтобы сесть в поезд, нужно сначала добраться до железнодорожного вокзала. 

Пятница, вечер, пробки. За сколько людям нужно выйти из дома, чтобы успеть на поезд? За час, два? А если работа или учёба или там ещё Бог весть что не позволяют это сделать? Как им быть? Ехать утром на другом пригородном? Но, извините, у всех свои дела, и этим людям, может, позарез надо быть дома или на даче именно в пятницу вечером, а не спустя 12 часов субботним утром?

В руководстве Северной железной дороги об этом, конечно же, не подумали. Ибо все инновации и нововведения, как мы можем наблюдать, делаются не для блага и удобства пассажиров, а для себя любимых.

Если раньше в «Орлане» было не расслабиться, не вытянуть ноги, не положить руки на подлокотники, так как их банально не существует, не откинуть спинку кресла, чтобы усесться поудобнее, не заварить «Дошик» и не насладиться недовольным взором сидящего напротив пассажира, то теперь ещё и добраться до условного Илеса, к примеру, на нём больше нельзя.

По пути в Архангельск на станции Лиственничный набилось столько народу, что яблоку было негде упасть.По пути в Архангельск на станции Лиственничный набилось столько народу, что яблоку было негде упасть.

Окей, хорошо. Допустим, сии инновации необходимы ради выполнения некоего железнодорожного плана, которого руководство РЖД, СевЖД и СППК придерживаются на все 100%. Допустим. Возможно, кому-то удобнее ехать с Онеги до Архангельска быстро. Но тогда сделайте два поезда — один такой, а один пассажирский (ночной, как раньше ходил). Через день, например. Как до Карпогор. Нет? Слишком сложно для нетерпеливых умов?!

К слову, злые языки уже пустили слухи, что и поезд «Архангельск — Карпогоры» в скором времени постигнет та же участь с сокращением остановок состава. Народ снова впал в ярость вперемешку с негодованием. Ну сколько можно издеваться?!

Это всё называется интересным словом «инновации». 

Напомним, что именно инновационный подход к пригородным поездам и стал главной причиной замены привычных всем нам «самолётов» на «Орланы». Говорили, что скорость и комфорт для пассажиров теперь возрастут в разы, что цены на билеты упадут, что всё будет, что называется, тип-топ. Но по факту спустя почти два года мы получили буквально следующее: цена не изменилась, а выросла, удобнее не стало — скорее наоборот, зато время в пути сократилось примерно на полчаса. Но какой ценой? Ценой того, что надо теперь ехать на ж/д вокзал или в Исакогорку и стартовать из города оттуда, заплатив за такси или автобус и потратив ещё около полутора часов личного времени вместо пяти-десяти минут. 

— Всё комбо неудобства и ада на железной дороге собрано?

— Да.

— Но какой ценой?

— Ценой всего.

***

Огромное «спасибо» за эти безусловно полезные нововведения Минтрансу региона и руководству Северной железной дороги (а также Северной пригородной пассажирской компании — им вообще отдельные респект и уважуха) выражают все без исключения жители Архангельской области, путешествующие поездом «Архангельск — Онега». А особый привет передают поморы, проживающие неподалёку от Смольного Буяна и Бакарицы, а также жители Илеса, Брусеницы, Тундры, Лиственничного, Холмогорской и Мальки.

«Побольше» бы таких смелых и альтернативных решений в нашей повседневной жизни!

Остановка на станции Холмогорская. Больше «Орлан» здесь не остановится, по всей видимости, никогда.Остановка на станции Холмогорская. Больше «Орлан» здесь не остановится, по всей видимости, никогда.