В городе сегодня по-настоящему праздничная атмосфера. Как на Пасху в дореволюционной России. Поморы улыбчивы, суетливы, мечтательны… 

Виновник долгожданного торжества — московская фирма «Рико», которая наконец-то выпустила свои автобусы на маршруты (13 из 25 запланированных). Сегодня проезд на них безвозмездный. Наш корреспондент прокатился на одном из «Лотосов», пообщался с персоналом и делится своими наблюдениями.

Начнём с плюсов. Однозначное достоинство новых автобусов — мягкая езда. Народ больше не трясётся на каждой колдобине и поворотах, как дрова. То ли дело в тактичности неместных водителей, то ли и вправду новый транспорт ездит плавно. Чудо техники, так сказать. Короче, мы к такому ещё не привыкли и находимся в приятном удивлении. Плюс балл в карму «Рико».

Второй плюс — адекватное количество сидячих мест. В салоне действительно можно неплохо посидеть. Однако это технически возможно только благодаря отсутствию выхода с задней площадки, на месте которого стоит дополнительный ряд кресел. Но об этом чуть позже.

Третий плюс — автобусы низкопольные. Никаких неудобных ступенек. «Заниженные» машины — залог хорошего настроения всех пенсионеров.

А теперь перейдём к минусам.

Во-первых, отсутствие выхода с задней площадки — это реально плохо. Мы убедились на практике. Дело не просто в том, что людям неудобно выходить с дальних сидений салона — больше смущает теснота задней площадки. Там правда неудобно даже сидеть. А стоять ещё тяжелее: между двумя рядами отдалённых сидячих мест расстояние крайне узкое, там с трудом поместятся даже два человека, если им придëтся встать боком. И просто представьте, насколько тяжело будет кондуктору протискиваться в этот отсек. В общем, в час-пик задницы лазурных автобусов будут напоминать чëрную дыру, сжимающую пространство.

Во-вторых, есть существенный промах с поручнями. Людям, стоящим в центральной части автобуса, буквально не за что держаться: боковых поручней тут просто нет, а до верхних сложно дотянуться даже мужчине ростом под 183. С них свисают три «петли». Допустим, трое человек и зацепятся за них, а остальные будут вынуждены держаться за кресла сидящих пассажиров. Висящие автобусные «петли», согласно древнему анекдоту, всё-таки бесполезны, потому что в них не пролезает голова. А именно голову в них и захочется засунуть пассажирам, которым придётся стоять на цыпочках, чтобы дотянуться до них хотя ладонью.

Третье. Обычно в длинных автобусах, непосредственно справа от водителя, перед лобовым стеклом есть оптимальное пространство для стоящих пассажиров. Сбоку открывается дверь, и сразу перед тобой — площадка с поручнями на уровне пояса. А вот у фирмы «Рико» почему-то дверь есть, а поручней перед стеклом нет. Да и самого пространства маловато. Только узкий-узкий проход к выходу. 

Зато водитель сидит в широкой удобной кабине, отделëнной от салона аж стеклом. С ним не может беседовать даже кондуктор (только если на конечных). Комфортом пассажиров было решено пожертвовать ради комфорта водителя, увы. Зато форму водителям дали беленькую. Ну, хоть глаз порадуется.

На конечных остановках, однако, снова толпятся автобусы. Уже новые. Вот фото с Галушина, остановка «32 школа». 6 автобусов стоят на месте (при учёте, что с этой остановки стартуют всего три маршрута — 65, 62 и 9). Короче, автобусы по традиции продолжат стоять на конечных, только теперь они будут сиять лазурным пламенем, а не сливаться с серым пейзажем. Как бы дразня горожан своей небесной недоступностью.

Некоторые архангелогородцы натурально делают селфи на фоне нового транспорта на остановках. Даже водители других маршрутов, поравнявшись с новыми на дорогах, с какой-то особой тоской и мечтательностью оглядывают новенькие голубенькие салоны, заглядывают прямо-таки внутрь. Всем интересно. Забавно смотреть на задумчивые лица этих мужиков. Одного из них мы даже сфотографировали — это водитель «пятëрки». В общем, у всех горожан в груди что-то замерло, всем любопытно и мечтательно.

Ну, хоть какое-то оживление общественной жизни. А ещё мы побеседовали с кондуктором в 65-м автобусе, и вот что она рассказала…

— Как вам новая форма? Как себя в ней чувствуете?

— Не знаю. Нам пока никакой формы особой не дали, только куртки. Не говорят, когда выдадут.


— А какие отличия нового транспорта от старого вы бы назвали, кроме сугубо внешних?

— Разве что люди не падают. И гонок больше не будет.

Звучит… обнадëживающе. И всë-таки немного грустно, как и всë прекрасное. 

Пикантности к старту транспортной реформы добавили ДТП с участием новых автобусов и старых «ПАЗиков». На момент написания материала их произошло минимум два. 

Далее — комментарии прокатившихся на новых автобусах архангелогородцев. 

Наталья Л.:

«Ничего хорошего в этом автобусе нет, ехали утром с 8 часов. Народу, как селедки в бочке, дышать нечем, окна отпотели, потом начали окна открывать, сидячие места в основном только в хвосте, музыка очень громко играла, да еще пробка от Галушина. Отвратительно… Денег не брали за проезд»

Елизавета М.:

«Не знаю у кого проезд был бесплатный. Маршрут № 65 собирал деньги за проезд, билеты не выдавали. Водитель маршрут не знает, двери на остановке не открывает. В итоге ещё и остановку на Суворова проехал, хотя весь автобус кнопки жал и кричал. Жесть! Радуют только чистые автобусы, проблемы по перевозке не решены. Сажусь на конечной на Галушина, автобус полный… Ходят редко»

Елена И.:

«Новый автобус на маршруте № 9. Чистый, красивый, теплый. И сразу стёкла заклеены бумажками со стоимостью проезда. Зачем? Экран в автобусе есть — выводите информацию туда»

Жанна Д.:

«Действительно, сегодня [проезд] бесплатно. Я ехала на 64-м автобусе, кондуктора не было, и водитель сидел в белой рубашки и галстуке, опрятный»

Татьяна К.:

«Ехала на 3-ке, бесплатно. Кондуктор был мужчина кавказской национальности, сказал, что  [везёт] бесплатно за улыбки пассажиров. Очень приятно. Хотелось, чтобы сделали терминалы и транспортные карты, как в Москве и Питере»

Инна Ч.:

«Очень хочется, чтоб отрегулировали маршруты 60 и 10. Ужас, как мы сегодня ехали: битком автобус и это ещё без студентов. Люди на Сульфат тоже едут на работу, почему об этом не подумали? Из окна увидела № 63 с Сульфата — везёт одного пассажира. Никакой аналитики не было проведено, видимо, прежде чем выйти на маршруты»

Дмитрий П.:

«С утра ехал, очень приятно смотреть на водителей в форме и чистые новые автобусы. Молодцы так держать, удачи»

Ирина Б.:

«10-ка не едет по новому маршруту, а едет по старому. Да ещё не заезжает на ЖДВ, проезжает прямо»

Евгений Х.:

«Судя по комментариям, большинству надо вернуть „ПАЗики“. А то в городе пытаются улучшить сервис, а нам бы только *овна найти»

Ирина К.:

«Ой, да ладно, на 65-м исправно брали наличку и не давали билет. Этот автобус проехал остановку Шубина и чуть не пропустил Красную Кузницу. Водитель периодически забывал открывать двери на остановках»