Ежедневно с 11:00 до 20:00 горожан ждёт новая культурная точка притяжения — магазин «Все свои». Он расположился неподалёку от кинотеатра «Мир», а ещё точнее — напротив Вечного огня, по правую руку от монумента, если встать к нему лицом.
Первое, что бросается в глаза при входе, — особая культура отношения к гостям. Здесь есть даже вешалки для верхней одежды. Кроме того, посетителям можно усесться на подоконниках и неторопливо пролистать интересные книги, насладиться уютом. Радует и то, что в магазине много растений. А ещё ковры на полу, неожиданно удачно вписавшиеся в дизайн пространства.
Даже освещение здесь по-особому приятно. Помещение залито тёплым жёлтым светом. А вот «Буквоеды» и «Дом книги» обычно освещены в холодных тонах: экономия.
Непосредственно книжная продукция несколько удивляет. На одной полке можно встретить сразу и Мишеля Фуко, и Достоевского, и «попсового» Бегбедера с его романом о том, сколько лет живёт любовь. Но это соседство не отталкивает, а наоборот вызывает интерес: намного интереснее искать «вслепую» и найти, не ожидая того, какую-то важную книгу среди неродственных ей по тематике и стилю.
Мы пообщались с владелицей книжного. Дарья — так зовут девушку — делится:
— Аналогов такому магазину в Архангельске не было, потому мы и решили открыть свой. Всей этой затее — 11 месяцев. Мы искали помещение, делали ремонт, в июне участвовали в фестивале «Белый июнь». Привезли книги, хотели посмотреть, какой будет спрос, есть ли у нас люди, которым будет интересна такая литература.
В итоге наши планы оправдались: мы увидели таких людей, познакомились с нашей потенциальной аудиторией и решили уже точно делать магазин. Хотели открыться в сентябре, но не успели…
— А дорого это обошлось?
— Да, но мы не раскрываем наших секретов.
— Расскажите о ваших любимых книжках.
— Как вам сказать… Я книготорговец, поэтому в контексте разговора о магазине на этот вопрос я не могу ответить. Но вообще у меня книжек много любимых, самых разных. Есть важные любимые книжки, например, вот эта — роман французского писателя Джонатона Лителла «Благоволительницы». Это написано об офицере СС, от начала Второй мировой и до конца. Начинается со сцены про Бабий яр, а кончается сценой, где Берлин уже взят. За эту книгу Лителл получил Гонкуровскую премию. Знаете, бывают книжки, которые читаешь — и они уже никогда из тебя не выходят… Это как раз из таких. Монументальная книга.
Ещё я люблю книжки издательства No Kidding Press. Оно печатает только женские, феминистические тексты. Среди книг, изданных им, — самые яростные книги, которые я когда-либо читала. Впечатляет.
Ещё я люблю книгу американца Кормака Маккарти «Кровавый меридиан». Это художественное исследование зла — как оно зарождается, как выглядит, во что превращается. Люблю ирландку Салли Руни. У неё есть поразительное качество — насильно вывести на эмоции человека, который не хочет от книги их испытывать, переносить в реальную жизнь. Я начинаю злиться вместе с героями её книг. Только этой писательнице удаётся вовлечь меня настолько, потом сижу и думаю: что ж ты за зараза такая…
Главной находкой корреспондента ИА «Эхо СЕВЕРА» на прилавках стала книга Ольги Седаковой «Четыре поэта». В нём — переводы стихов Рильке, Клоделя, Элиота и Целана, выполненные самой Седаковой, сравнение которой с Ахматовой — уже при жизни — стало среди читающей публики общим местом.
Седакова не так давно была признана главным современным христианским поэтом в мире. Она получила Европейскую поэтическую премию (1995 г.) и премию Александра Солженицына (2003 г.), опубликовала более двух десятков книг самой широкой тематики — от старославянского языка до Данте. Найти её книги, тем более отпечатанные с таким вкусом и лаконизмом, — большая редкость для провинции. Сборник «Четыре поэта» — сам по себе произведение искусства, не говоря даже о текстах внутри, определивших облик современной поэзии по всему миру. Показывая книгу, Дарья рассказывает:
— Это русское издательство «Яромир Хладик». Оно основано в Петербурге и издаёт, прямо скажем, высокоинтеллектуальную литературу. Всё, что они делают, они делают с большой любовью. Выпускают книжки исключительно из любви к книге, к авторам, к умным достойным текстам. Если вы возьмёте любую книгу, то поймёте, насколько уместно подобран способ её печати по отношению к самому тексту. Их даже в руки приятно брать.
По содержанию это удивительно насыщенные и глубокие вещи. То же самое относится к издательству «libra». Это москвичи. Они издают исключительно немецкую литературу в русских переводах. У них есть, например, Роберт Вальзер (его называл своим учителем сам Кафка, — прим ред.), который является классиком швейцарской литературы, но в России его совсем не знают. Часто это издательство переводит тексты, которые прежде вообще не были переведены на русский.
— Вы заказываете книги напрямую у издательств?
— Да. Если заказывать через другие магазины, то получится нежизнеспособная для нашего магазина история.
— В вашем магазине не планируется каких-нибудь творческих вечеров, встреч для горожан? Нет в планах превращения магазина в общественное «окниженное» пространство?
— Мы устраиваем презентацию киножурнала «Сеанс» — это первое событие, которое произойдёт в рамках фестиваля «Arctic Open» 3 декабря. Такие события у нас будут регулярно, но не каждую неделю. Но выбирать события мы будем на свой вкус и под свою аудиторию: никаких «открытых микрофонов». Мы будем следить за качеством того, что здесь происходит.