Случилось чудо. Кто-то пролил святую воду возле музея ИЗО — культурная локация наконец-то предложила горожанам нечто прекрасное и сколько-нибудь новое.

Речь идёт о недавно открытой выставке «Абрамцево. В поисках русского стиля». Кажется, нельзя даже поверить, что в Архангельск приехал Врубель, Левитан, Васнецов, Репин… Но это чистая правда. 

Настоящее искусство, настоящая цивилизация проникли в место, где они не водились долгие годы — в музей ИЗО, который мы нещадно критикуем за отсутствие новых выставок с достойным художественным уровнем уже несколько лет. Хотя в этом, конечно, вины самого музея нет. На музейную жизнь Архангельска Министерство культуры накинуло тёмную шторку, как это делают с клетками для надоевших попугаев.

Но вот шторку резко сняли и даже разрешили птичке полетать-покуражиться. Банка с пауками расцвела и превратилась аж до 8 января 2023 года в пристойное место, не лишённое изыска.

Встретиться с великим можно всего за 70 рублей, если вы школьник или студент. Однако по пушкинской карте нельзя оплатить обычный вход в музей — можно только заказать экскурсию. Для взрослых вход несколько дороже, зато при покупке обычного входного билета можно будет пройтись по всему музею и с мрачной ностальгией осмотреть «постоянные экспозиции». Так сказать, чтоб жизнь мёдом не казалась и впечатления от «Абрамцева…» на контрасте стали ещё насыщеннее.

Выставку начинает серия портретной графики — маленького размера картинки, с которых на вас смотрят известные художники. Самый узнаваемый в плеяде — Репин. Но это представляет не такой сильный интерес, как то, что ожидает посетителя в центре зала.

Там — два главных акцента выставки, два её полюса. Первый — огромное полотно Нестерова «Видение отроку Варфоломею». Известнейшая картина, на которой деревенский юноша встречает Сергия Радонежского. Существует два варианта этой работы — первый хранится в Третьяковке, а второй в музее-заповеднике Абрамцево. Второй ценится выше.

Весной именно эта картина экспонировалась на выставке «Форма Бесконечности» в Италии. Католический священник Дон Алессио Джеретти, организатор выставки, настоятельно просил этот вариант произведения, находя в нём меру художественной правды. Однако выставка не обошлась без скандала: 2 марта при возвращении картин в Россию, прямо на границе, финские военные задержали экспозицию, состоящую более чем из двухсот картин, которые принадлежат Эрмитажу, Третьяковке и Пушкинскому музею. Вернуть на родину полотна удалось только при длительном вмешательстве Министерства культуры РФ. В Абрамцево «Видение отроку Варфоломею» доставили лишь 13 апреля.

Михаил Нестеров говорил, что сам он умрёт, а его «отрок» — никогда. Архангелогородцы каждый день сталкиваются со смертью в миниатюре, с абсолютным небытием, абсурдной пустотой — в любой мелочи: тут и опасный гололёд, и отсутствие уличных туалетов, и ежечасные транспортные коллапсы, и нехватка культуры… От бытовых мелочей и до серьёзных духовных проблем — всё напоминает униженному архангелогородцу о том, что жизнь его — почти смерть. Так что упускать повод прикоснуться к бессмертию, пускай и чужому, нельзя. Надо идти смотреть на картину Нестерова. Может и нам что-то от неё передастся, перепадёт какой-нибудь кусочек вечной жизни.

Второй энергетический центр выставки — Врубель. На скромный взгляд автора, пишущего эти строки, Врубель — самый талантливый и просто главный русский художник за всю нашу историю. Европейские импрессионисты — жалкая пародия на то, что он вытворял с цветом.

Главной мечтой Врубеля всю жизнь оставалось желание написать куст сирени одной лишь зелёной краской, но так, чтобы это казалось синим, голубым, фиолетовым, лиловым, серым, чёрным цветом. Он считал, что ощущение цвета рождается за счёт техники написания. К тому же Врубель строил изображения не по правилам перспективы, а в плоскости. Ему присуще декоративное видение мира, орнаментальное восприятие предметов. На его картинах персонажи и фон сливаются в единое гармоничное целое. А портреты кисти Врубеля явно вдохновлены иконической школой. Это влияние его обучения в Киеве. Там художник реставрировал древние храмы. Но и это не главное, что делает его гением № 1 среди русских художников.

Врубель был философом. В его картине мира художник — это онтологический тип человека, для которого чистое искусство — это религия. На этом основании Врубель отказывал материальному миру в бытийном статусе и не соглашался с принципом «мимесиса», то есть подражания природе в искусстве. Он утверждал, что художник благодаря своему особому положению среди людей прорывается за пределы «природы», материальной реальности, и создаёт принципиально новый мир, в котором работают совершенно другие взаимосвязи между явлениями и людьми, цветом, формой, объёмом, перспективой вещей и их «содержанием», чем в нашем мире. 

Поэтому, кстати, Врубель никогда не изображал «драматургии». В его работах нет сюжета: мгновение на них остановилось, всё поглотилось всем, передний план и фон стали одним целым, цвет разъел объём и форму вещей, — всё явлено сразу, без движения и развития.

На выставке в музее ИЗО его картин не так уж много. Но и имеющегося хватает, чтобы проникнуть в загадочный, больной, прекрасный мир художника. Ему посвящён специальный угол, где можно увидеть его тонкие акварели с лилиями, декоративными элементами и персонажами пьес Шекспира. Венчает уголок эскиз к картине «Примавера», выполненный в голубых тонах. Но самое прекрасное, что можно увидеть на выставке, это пластические работы Врубеля — керамические фигурки, выполненные в технике майолика. Они кажутся сразу зелёными и розовыми, молочными и лимонными. Какими-то сахарными. Самое дивное, что доводилось видеть редакции ИА «Эхо СЕВЕРА» в Архангельске, — работа Врубеля «Весна».

Завораживающе выглядят и произведения Васнецова, которых на выставке много. Васнецов — очень чёткий, «членораздельный» в цветах и формах художник, прямая противоположность Врубелю. Такой подход требует от художника очень точного мастерства.

В общем, на этот раз музей ИЗО смог. Это буквально первая выставка подобного уровня года с 2017, когда в Архангельск завозили Энди Уорхола. Впрочем, куда худосочному Энди тягаться с Врубелем!

Если бы такие выставки были возможны в Архангельске хотя бы каждые 3 месяца, а сами музеи становились бы более эстетичными, благоустроенными и комфортными общественными местами, зонами обучения и отдыха для людей всех возрастов (но с преимуществом для молодёжи), то через пару лет наш город превратился бы в город-цветок. Но пока цветы только у Врубеля. А у нас — бюрократия, скука, деградация культурной элиты и бесконечное, как зима, ворчание музейных бабушек-смотрительниц. Понадеемся, что хотя бы после этой выставки в Архангельске начнётся оттепель и ренессанс.