Режиссер: Эдвард Бергер.

В ролях: Феликс Каммерер, Альбрехт Шух, Аарон Хилмер, Мориц Клаус, Адриан Грюневальд.

Премьера 28 октября 2022.

Вероятно, термин «забытая война» больше не стоит приписывать к Первой Мировой. За один только XXI век об этом конфликте написали, сняли и поставили столько, что жизни не хватит для просмотра всего, но экранизаций знаковых произведений того периода до сих пор не так уж и много.

«Прощай, оружие!» экранизировано всего дважды (последний раз в 1957 году), «Путешествие на край ночи» Селина и вовсе переложили на кинопленку всего раз. Классика классик «На западном фронте без перемен» в этом году обогнала остальные произведение, заимев аж 3 экранизации.

Каждый раз, когда за любимое миллионами произведение берется «Netflix», аудитория невольно напрягается. Если кому-то сегодня западная повестка до сих пор кажется главной проблемой — обрадуем: темнокожий солдат в фильме всего один, в массовке и на стороне французов. Всё нормально, выдыхайте.

А вот поклонникам Ремарка расслабляться не стоит: вас ждет стандартный современный фильм о ПМВ. Действительно, от оригинального произведения в экранизации осталось практически одно название, но претензия в клешированности немного теряет в весе, если учесть, что речь идет о романе, который и создал образ той войны в головах людей по всему миру. То есть, это не экранизация Ремарка использует те же штампы, что и остальные фильмы по теме, это остальные фильмы черпают вдохновение из Ремарка.

Без чего не обходится ни один западный фильм о Первой Мировой? Радость началу войны и быстрое осознание реального положения дел, артобстрелы, ПТСР, вызванное ими, вечная грязь, вечный туман над ничейной землей, газовые атаки, окопы, крысы и, если повезет, пробежка строем на пулемет.

Все это в избытке есть в «На западном фронте без перемен» 2022 года. За два с половиной часа фильм собирает вообще все клише образа Первой мировой. Да, с одной стороны, показано все это натуралистично и сочно (оператор буквально несколько раз берет крупные планы грязи), а с другой — обидно, что создатели не догадались добавить интересных деталей или цепляющих фишечек.

Например, в одном английском окопе была традиция знакомства новобранцев с Джеком. Джек когда-то был капралом, но давно уже лежал погребенным под тремя слоями земли, над бруствером торчала только его гниющая рука. Новоприбывшие должны были пожать эту руку, пройдя таким образом обряд посвящения.

В фильме посвящением считается сбор жетонов с тел погибших, но такое мы уже видели и в «1917» и в «Спасти рядового Райана», а вот руку Джека и другие окопные «приколы» крайне редко попадаются в современных фильмах.

С раскрытием культовых персонажей тоже случилась беда. «Netflix» очень поверхностно раскрывает боевых товарищей Пауля и совсем не старается показать ту самую дружбу, за который роман Ремарка так ценится. Книгу сильно порезали, убрав фронтовые отношения, разрыв поколений, солдатский юмор. Химмельштоса вообще выкинули (хотя развитие образа в книге не стандартное). От речи директора гимназии и эпизода с поваром, которого не предупредили о потерях, оставили только обёртки.

Зато широкими мазками нарисовали фрагменты событий на фронтах, страшные кадры боевых действий и крупные планы Пауля, каждый раз всё более задавленного бездушной военной машиной. Видимо, для контраста с солдатской жизнью добавили жирующих политиков и сходящего с ума генерала.

Данный контраст показан слишком уж вычурно. Пока с ног до головы грязные солдаты радуются печёному гусю, как второму пришествию, генералы и политики натурально жрут рябчиков, возмущаются черствым булкам и капелька вина на эполетах привлекает их пристальное внимание.

Линия с переговорами, придуманная авторами фильма, выглядит не до конца логичной. Понятно, что хотели показать: с обеих сторон армиями командуют генералы, не ставящие ни во что конкретные человеческие жизни, но немецкие социал-демократы, выпрашивающие мир, выглядят забавно. Во-первых, единственный их аргумент — «каждую минуту умирают люди». Так они уже к тому моменту 4 года умирают и раньше всех всё устраивало. Ну и слышать такие пацифистские речи от главных разжигателей войны в 1914-м довольно смешно. Впрочем, в фильме этого не сказано, и мы не знаем, какого мнения придерживался Маттиас Эрцбергер по мнению авторов кино.

Размышления ремарка о том, как простой гражданский человек с нормальными мечтами и планами может превратиться в машину смерти, желающую только выжить, упростили до «война — это плохо, там умирают». Зато показали этот процесс довольно креативно через путь солдатской формы. Зрителю детально покажут, как шинели и брюки уже убитых солдат достаются новобранцам и в каких масштабах это происходит.

За 2 часа 30 минут создатели не посчитали нужным обратить внимание на военную пропаганду того времени (кроме единственной 10-секундной сцены в самом начале), а фактура ведь более, чем богатая: по мнению французов и британцев, например, немцы ели консервы из своих же убитых, распиная в перерывах канадских солдат.

Расчеловечиванию и обретению человечности обратно уделено чуть больше времени, но не совсем понятно, почему Пауль минуту назад бодро кромсал лопаткой французских юнцов, а теперь хочет помочь раненному солдату противника. Судя по всему, фильм списывает это на моральное истощение героя, а не на возгонку высоких чувств.

Не до конца ясно, почему авторы фильма решили убить Пауля настолько драматично. Если в романе просто сказано, что он умер в октябре 1918, а газеты в тот день писали «на западном фронте без перемен», то кино раскручивает драму на полную: Пауль на экране умирает в последней яростной атаке в последние секунды войны. Это должно намекнуть зрителю, что не надо расслабляться даже в туалате?

Мысль ремарка понятна: несмотря на всё вышенаписанное, Пауль — всего лишь солдат на войне, еще одна циферка в сводке потерь. «Netflix» же сделал из героя последнюю жертву той войны и никак не рассказал, почему это так.

По большому счету, «На западном фронте без перемен» — это добротный фильм по теме Первой Мировой. Он точно не хуже современных аналогов, наоборот, местами масштабнее, кровавее и грязнее. Батальные сцены сняты на очень приличном уровне: атака танков и огнемётчиков надолго западает в голову.

Расстраивает только попытка выехать на громком названии романа Ремарка, при том, что экранизацией книги данный фильм можно назвать с большой натяжкой. От произведения Эриха Марии есть только основной набор персонажей, сюжетный скелет и общая атмосфера. Мысли и выводы автора сильно упрощены в угоду качественному визуалу.

18+

Александр Губкин