Режиссер: Андрей Малюков.

В ролях: Евгений Миронов, Владимир Машков, Алексей Бурыкин, Сергей Шенталинский, Александр Домогаров, Александр Миронов, Александр Польков.

Год выхода: 1989.

Шел 1989 год. С 1987-го в СССР развивалась перестройка, гласность набирала обороты и не думала останавливаться, в воздухе витал дух свободы и ожидание перемен. С другой стороны, огромное государство пребывало в перманентной депрессии, стояло в очередях за всем, параллельно выводя войска из Афганистана, завершая крайне непопулярную войну.

Официальный кинематограф еще старался радовать народ радостными картинами в стиле конца 70-х, но совсем не получал эмоционального отклика от общества. В это же время на волну горбачевской оттепели вскочило независимое кино, которое сегодня называют «перестроечным». Последнее гораздо легче становилось народным и именно относительно независимые проекты до сих пор на слуху.

Именно под конец СССР творцы всех мастей потеряли берега, но не слезли с привычки снимать «про народ», только, если раньше на экране воспевались строители, колхозники и прочие рабочие люди, то с ослаблением цензуры выяснилось, что в стране всё это время, оказывается, девочки шли не только в швеи, но и в проститутки, лагеря не исправляли, а превращали человека в животное, а армия погрязла в дедовщине.

Почему-то как раз в 1989 году на советские экраны вышли скандальных 3 фильма, повергшие общество в шок — это «Интердевочка», «Беспредел» и «Делай — раз!». Первый показал, что девушки легкого поведения — это не задорная и хамоватая Манька Облигация, а женщины с поломанными жизнями и без права на будущее. Второй раскрыл советскую исправительную систему во всей красе, избавив зрителя от иллюзий, навеянных «Вокзалом для двоих». Третий же вбил предпоследний гвоздь в крышку гроба мифу о героической и всепобеждающей советской армии, показав, насколько разложилась данная структура со времен победы во Второй Мировой войне.

Как говорил персонаж еще одного отличного армейского фильма «ДМБ», — «начну с последнего».

Сюжет «Делай — раз!» рассказывает историю простого советского парня Алексея Гаврилова, достигнувшего призывного возраста и, как и все граждане СССР мужского пола, отправившегося на срочную службу.

В первых же сценах на призывном пункте его толкает сержант Шипов. Алексей, как воспитанный молодой человек, останавливает его и требует извиниться. Между ними возникает конфликт, после чего Шипов обещает запомнить Гаврилова и устроить ему «веселую службу».

Сержант, которому, очевидно, больше нечем заняться, тут же начинает исполнять свое обещание. Шипов узнает, что дерзкий рядовой должен пойти служить в морпехи. Прибегнув к банальному кумовству, он уговаривает «покупателя» из морской пехоты отдать дело Гаврилова, чтобы тот пошел служить к нему в мотострелки. Морпех соглашается и с этого момента для рядового начинается та самая «веселая служба».

Сценарист в одном фильме собрал все классические дедовские традиции. Следующий час Гаврилова будут ломать по полной: заставлять считать дни до дембеля, бить толпой, внушать, что дедушка — бог, а рядовой — дух бесплотный, подставлять и банально гоповать на деньги.

Когда дело дойдет до ручки (единственный товарищ Гаврилова полезет в петлю), нервы не выдерживают и у самого главного героя. Рядовой взламывает оружейную, хватает пулемет и чинит единственно правильное, по его мнению, возмездие — заставляет дедов отжиматься до потери пульса на глазах всей роты.

Официально «Делай — раз!» критиковали за перегибы, извращение реальности и надругательство над советским солдатом, но довольно много людей, прошедших позднесоветскую и российскую армию почему-то нашли много общего в поведении сержанта Шипова и собственных дедов.

Да, молодой Машков играет эталонную беспринципную мразь, а его персонаж ярко контрастирует с кругом правильным Гавриловым в исполнении молодого Миронова. Да, режиссер часто намеренно сгущает краски, но по какой-то причине даже, пересматривая этот фильм в 2022 году, не хочется обвинять создателей в излишнем драматизме.

Ежегодно не тут, так там какой-нибудь срочник возьмет, да и использует оружие не по назначению и, читая его историю в публикациях СМИ почему-то первым делом вспоминается именно фильм «Делай — раз!».

Кроме того, данное кино очень во многом перекликается с вышеупомянутым «Беспределом». Очень похожие положительные и отрицательные герои, очень похожие начальники, развитие сюжета и финал. Если смотреть только на структуру обоих фильмов, то разница лишь в том, что в ленте про тюрьму дело заканчивается смертью, а в кино про армию — всё-таки нет.

И там, и там, какой бы сволочью не был бы персонаж, во вселенных фильмов он получает одобрение только за то, что он — важная часть системы. И в «Беспределе», и в «Делай — раз!» в главных героях планомерно уничтожают всё человеческое, заставляя подчиняться и «жить, как положено». В обоих картинах вышестоящему руководству плевать на подчиненных до тех пор, пока всё идет привычным чередом.

Надо полагать, что и в «Беспределе» очень многие современные сидельцы найдут отражение текущей реальности без особых натягиваний совы на глобус.

Если смотреть оба фильма залпом, то нельзя не задаться двумя вопросами:

  1. 1. «А правильно ли, что две системы с абсолютно разными целями так сильно похожи и абсолютно не работают по назначению?»
  2. 2. «Почему фильмы снятые про ту действительность так хорошо ложатся на эту?»

16+

Александр Губкин