Галина Николаевна поёт блатные песни и любит мартини. Презирает Набокова, но уважает пушкинскую традицию.
Она легко оспаривает общепризнанные оценки мировой классики. Её стаж — 60 лет (учителем работает со своих 19 лет).
В 2019 году она была удостоена звания лучшего педагога-филолога. Тогда награду вручали Святейший Патриарх Кирилл и ректор МГУ Виктор Садовничий, а сама церемония награждения проводилась во время съезда второго Общества русской словесности.
Уже долгие годы Галина Усачёва преподаёт свою дисциплину в открытой сменной школе, где привлекает особое внимание учеников. Может, это влияние русской литературы и особого гуманитарного образования, но в женщине чувствуется нечто, выделяющее её среди других педагогов.
Ученики её любят и вспоминают через много лет, как она делилась с ними своим видением литературы и жизни. А о жизни Галина Николаевна может рассказать много — даже поболее, чем некоторые энциклопедии.
Галина Николаевна преподавала в зоне строгого режима. Много было пережито.
Женщина поделилась с редакцией ИА «Эхо СЕВЕРА» своим творчеством, которое во многом было «спровоцировано» регулярным общением с воспитанниками тюрьмы.
Очень часто Галине Николаевне приходилось браться за перо (которое не нож, а в фигуральном смысле) для утешения молодых зэков, чтобы поделиться с ними частичкой какой-то элементарной человеческой теплоты.
Вот одно из таких стихотворений:
Когда-то в школу мы брели вразвалочку,
Ругались матом, курили за углом,
А в зоне бросило нам детство чалочку,
И обрели мы здесь второй наш дом.
Нам в зоне школа в дожди косые
Родного дома тепло и свет,
И лучше школы для нас в России
Ведь ничего на зоне просто нет.
По лужам высохшим шагаем строем мы,
Вот и промзона, вот школа за углом.
Так и проходят дни, от лета до зимы,
И лишь учитель нам как мать и дом.
Нам перемена на пять минуток –
Не дискотека на воле до утра.
И нам, конечно, тут не до шуток,
Звенит звонок, и на урок пора.
Нам в зоне школа в дожди косые
Родного дома тепло и свет,
И лучше школы для нас в России
Ведь ничего на зоне просто нет.
2005 г.
Галина Николаевна рассказывает:
— 11 лет работы в зоне строгого режима дали хороший урок в общении с трудными подростками уже в МБОУ ОСШ. Ученики пенитенциарной школы на Пирсовой, 27 оставили хорошие воспоминания. Я для них к праздникам тоже что-то дарила и исполняла со сцены на наших классных мероприятиях. Они хорошо воспринимали.
Вспоминаю я дом, где прошло моё детство,
За решёткой окна вижу я голубей,
Я смотрю в небосвод: там одна неизвестность,
Скоро Новый уж год. Что же он принесёт?
А белый лебедь всем и мне
Пока приснится лишь во сне,
Как он качает на пруду нашу звезду.
Мало шансов пока мне попасть на свободу,
Но уж очень хотел я её бы обресть.
Поклониться бы мне и церквям, и народу
И прощенье в глазах я хотел бы прочесть.
А белый лебедь всем и мне
Пока приснится лишь во сне,
Как он качает на пруду нашу звезду.
Я куплю себе дом, может быть, в Подмосковье,
И желанных гостей приведу в этот дом.
Заведу голубей я своих, буду слушать,
Как воркуют они под окном.
А белый лебедь на пруду
Нам раскачает ту звезду,
На том пруду,
Куда тебя я приведу.
31.12.04.
— Галина Николаевна, поделитесь самым любимым своим стихотворением, самым дорогим сердцу. С чем оно связано?
— На уроке русского языка говорили на тему «Лексика» ученикам пенитенциарной школы было дано задание: составить список жаргонизмов, употребляемых среди их контингента. Я обещала им написать поздравление учителям с их профессиональным праздником с использованием этой лексики.
Учитель дорогой! Тебе я шлю маляву почитать.
На шконке лёжа, долго думал, как сказать,
Что двоечникам всем пора закрыть хайло,
Ведь школа — это не фуфло.
Скорее школа — это как лабаз,
За год один умнеешь враз.
И знанья на душу — бальзам и эликсир.
Под феской в голове как будто разливается чефир.
И по приказу вся басота
Идёт ведь в школу без охоты.
Нам лучше стос бы показать,
Но я теперь хочу литературу почитать.
Теперь я с кичи в школу рвусь скорей –
Увидеть лица дорогих учителей.
Ведь только там теперь мне клёво.
Снимаю пред учителем я феску, говорю: «Здорово!»
Учитель дорогой! Прими мою маляву:
«Учусь я в школе на халяву.
Мне иногда не по сердцу твоя бывает дребедень,
Но я снимаю пред тобою свой кемель».
2008 г.
— Вы много рассказываете про школу. А как сложилась ваша личная жизнь?
— Пока я добросовестно смотрела за чужими детьми, чтобы не натворили бед и не разрушили бы свою жизнь, недоглядела за собственным ребёнком. Теперь уже больше 20 лет борюсь за него. И пишу ему вот такие стихи.
Я у мамы моей жизни кусочками, ах, отрываю:
То болею, то пью, то похмельем страдаю.
А ведь надо бы мне задуматься крепко,
На плечах-то моих голова, а не репка.
Сорок лет, как Илья на печи, я на маминой шее сижу,
Видно, я инфантильный, вперёд-то совсем не гляжу.
А ведь надо бы мне задуматься крепко,
На плечах-то моих голова, а не репка.
Вот уж снова и лето проскочило совсем незаметно,
А в дому ни фига — только дым сигаретный.
А ведь надо бы мне задуматься крепко,
На плечах-то моих голова, а не репка.
До сих пор вот и женщины нет и как будто не надо.
А хозяйка в дому мне была бы отрадой.
А ведь надо бы мне задуматься крепко,
На плечах-то моих голова, а не репка.
А вот станется как никого-то вдруг рядом не будет.
Затеряются все в море жизненных будней.
И давно бы мне надо задуматься крепко,
На плечах-то моих голова, а не репка.
2010 г.
Однако семья — это больше, чем просто история нескольких людей. Это про народ. У Галины Николаевны есть проникновенные стихи про актуальные события, разделившие один народ в наши дни:
Никто не ждал в наш XXI техновек
Войны на Украине,
Но разума лишился человек
На Западенской Батькивщине.
А как же пели мы когда-то:
«Украина и Россия породнились навсегда».
За что же Бог лишил вас разума, ребята?
О братстве вспомнить ведь не поздно никогда.
А песни украинские, такие нежные, живые,
Нам о душе красивой вашей говорят.
Слова «Маричка», «ридна маты», как родные.
Под песни ваши радостью глаза горят.
История немало всех нас потрясла,
Нам не забыть и польской шляхты, и войны последней…
Плечом к плечу стояли мы всегда
В окопе и на линии передней.
Пускай объединит нас мудрая Земля:
В родной семье и каша гуще.
Пусть возликует вновь ЕДИНАЯ СЕМЬЯ,
Чтоб нам лишь снилась Беловежская та Пуща.
27. 04. 2014
Галина Николаевна, улыбаясь, делится: «Я работаю учителем русского языка и литературы с 19 лет. Пошёл шестой десяток стажа. Поэтому смело заявлю: я из эпохи динозавров».
Учить мне нравилось необычайно.
И классною доскою шкаф мне был.
Ведь медсестрой могла бы стать случайно,
Но двойкой за диктант мне кто-то путь закрыл
Как я кому-то благодарна,
Что я не стала медсестрой.
Моя профессия с врачебной солидарна,
Контакт налаживаем с ученической душой.
Его наладить очень трудно:
Претензий много — знаний нет.
Порой я поступаю безрассудно:
Не нужен мне дешёвенький авторитет.
Перед работой так душа поёт,
И я спешу скорей урок начать.
А вот кому-то воспитания недостаёт.
И я готова рвать, искрить, метать…
Во мне обида так себя являет,
Ведь не жалею я ни времени, ни сил,
Но ученик меня не понимает:
Опять с айфоном весь урок тусил.
Я думаю, что время нас рассудит:
Ведь ученик мой — человек живой.
Пусть мне сегодня тяжело на сердце будет,
Когда-нибудь согласен будет он со мной.
2022 г.
***
Исповедь учителя из эпохи динозавров
Да, части тела на местах у всех ребят:
Вот заготовки, пачка, варежка и зенки,
А на локаторах уже наушники висят,
И все на стрёме в ожиданьи переменки.
Училка что-то там читает,
Агрится, что не слышно им её.
А Петька бабки уж считает,
На хавку, на питьё.
Органолептика собравшихся её не удивляет,
Ведь части тела лишь ребята принесли.
И вот её уж вайб одолевает:
Ачивку мобы извели.
Баттхёрт — вот состояние её.
Другой же варик и не светит.
Теперь спасёт лишь мумиё:
Он лечит вся и всё на свете.
— Харе! Стопэ! — она уже взвывает. —
Поч вы не слышите меня?
Они на челлендж будто вызывают,
Им инспирация её — брехня.
Шеймить сражённых солипсизмом --
Пустое дело: бэби скудоумен.
С доисторическим в придачу оптимизмом
Я для учащихся всего лишь бэби-бумер.
2022 г.
Эти стихи — проявление самой замечательной искренности и самоотдачи человека, посвятившего всю свою жизнь воспитанию в трудных запутавшихся людях достоинства, фантазии и веры.
Таких педагогов в Архангельске, как и, пожалуй, во всей России, — единицы.
Дело тут состоит даже не в «эффективности» на рабочем месте или ещё чём-то таком безусловно важном для профессионала, а в способности «пропускать свет», делиться собой безвозмездно, дарить своё тепло.
Галина Николаевна Усачёва достойна того, чтобы о ней и о её скромном творчестве длинной в жизнь узнало как можно больше архангелогородцев.