Не успели подсохнуть слёзы вельчан из-за утраченного ветеранского кедра, как в администрацию Вельского района вновь полетели камни за очередной утраченный объект культурного значения. Дополнительный кошмар заключается в том, что музей из Ленобласти уже почти забрал уникальный дом себе, но из-за чиновничьего попустительства им достанутся только брёвна.
Подробнее об этой истории нам рассказал местный краевед Николай Телегин (стилистика сохранена):
«Ещё совсем недавно, в деревне Прилук Вельского района Архангельской области, стоял большой великолепный дом — дом украшенный красивой резьбой, декоративным балконом с ажурными балясинами и главное — уникальными росписями, выполненными местными малярами из семьи Петровских.
Более столетия простоял дом — и продавали его и разрушался он со временем, но потом стряслась с ним вот такая история: музей „Верхние Мандроги“, что в Ленинградской области, положил на него глаз и решил купить, перевезти в свою музейную экспозицию и там восстановить. А надо сказать, что, при всей своей коммерческой составляющей, владельцы этнодеревни „Верхние Мандроги“ за последние десятилетия выкупили на Русском Севере несколько загибающихся изб и перевезли их к себе, выполнив все работы очень грамотно и умело. Будучи реалистом нужно признать, что это единственный способ сохранить хоть какие-то, интересные с архитектурной и исторической точки зрения дома, век которых подошёл к концу.
Вот только дом в Прилуке не разрушался — он хоть и старел, но был крепок. Тем не менее здание у хозяев купили и разобрали. Только после этого администрация Вельского района всполошилась и вспомнила об этом доме, поставленного на учёт как памятник архитектуры местного значения. Администрация всполошилась, да дом то уже был разобран и сложен в штабеля перед перевозкой. То есть запретить разбирать было уже поздно, но зато можно было успеть запретить перевозку! Это и было сделано.
Так этот дом, в виде груды гниющих брёвен, и лежит уже несколько лет рядом с дорогой в деревне Прилук и есть большие подозрения, что это и есть бесславный конец славного дома.
Дом, о котором идет речь, принадлежит семье Поповых. Построен примерно в середине 19 века (точная дата строительства не известна). Владельцами этого дома были Попов Егор Семенович и Попова Марфа Асекритовна, но строили этот дом родители Егора Семёновича. Дом был построен из лиственницы, обшит тёсом.
Тип этого дома крестовой, а углы построены в чашу, что характерно для домов построенных на р. Ваге. Стоит он на камнях. Тип строительства угро-финский (иначе его называют ещё старо-русским типом). Дом двухэтажный. Первый этаж высокий, на нем расположена нижняя изба — подклеть (слева) и теплый хлев для скота (справа). На втором этаже верхняя изба и „чистые половины“ — горницы. На чердаке вышка или светёлка.
Окно вышки выходит на лицевой фасад. Перед ним балкон с декоративным портиком. Балкон представляет собой подобие четырехколонного портика со своим фронтоном, прорезанным одной аркой.
Первый хозяин дома Попов Семён. Дом строил он для своей семьи. Идея расписать дом принадлежала ему. У Семёна было двое сыновей Петр и Егор. Старшего сына отец отделил. Им был куплен недостроенный дом в начале Прилука.
Петр со своей семьей (сам, жена, пятеро детишек) выехал. По словам его снохи Поповой Валентины Ивановны (проживающей в д. Прилук сейчас) Петр Егорович долго обижался на отца, мол, отселять надо было младшего сына. Да и детей больше было у Петра. Ютились в зимовке. Перед был не доделан.
В доме остался Егор с семьей и родителями. Ему же по наследству и отошёл дом. Семья Попова Семёна была зажиточной, работящей. Они держали большое хозяйство, скот: коров и коней. Занимались земледелием. Работы сменялись в соответствии со сменой времени года: весенний сев, сенокос, уборка зерновых, осенний сев, молотьба. Работы велись вручную. Для этого имелся свой инвентарь, большая часть которого изготавливалась, кроме железных деталей, самими хозяевами. Кроме земледелия были и побочные приработки. Работали на лесохимии и на сплаве леса.
В годы коллективизации были вынуждены, как и многие отдать скот в общее коллективное хозяйство. Тогда же они лишились и построек за деревней. Все они стали принадлежать колхозу „Заря Свободы“, созданному в 30-е годы из единоличных хозяйств Прилука. В этом колхозе трудилась вся семья Поповых. Из скотины в каждой семье оставлено было по корове. Одна коровушка в таком большом дворе!
Последний хозяин заботился по-своему о сохранении дома. Он хотел подправить двор (двор разрушается), забрал окна досками от воров. Мечтал, что в доме летом будет жить сын с семьей. Несколько лет назад Николай Иванович тоже умер. На данный момент дом бесхозный.
Вот, пожалуй, и всё, что осталось нам в память от дома Поповых. К сожалению, эти сведения скудны. Нет фотографий, и мы не можем увидеть, каким был этот дом ранее. Как он строился, с какой теплотой украшался и как гордо возвышался среди своих собратьев. Очень жалко, что мы постепенно утрачиваем свои традиции.
Забываем о своих крестьянских корнях. Какими же были наши предки, если строили дома-великаны. Взглянешь на старую деревню, и душа радуется, дома — красавцы. Крепкие, большие, для больших дружных семей. А сейчас каждый дом наособицу, архитектура не поймешь и какая (с миру по нитке). Интересно, что расскажут о нас наши дети и внуки?
Мне не передать словами, как я хочу, чтобы этот дом жил. Чтобы у него появился хозяин — настоящий, преданный. И чтобы дом еще долгое время радовал нас своим видом».
Полную культурологическую справку можно прочесть по ссылке.
Фото: Николай Телегин