Данные за июль говорят об ухудшении обстановки. Месячный дефицит достиг 892 млрд рублей. Напомним, что ещё в апреле Минфин констатировал полуторатриллионный профицит.

Не трудно посчитать, что за 7 месяцев профицит составил всего 482 млрд. И если дальше пойдёт всё в том же тренде, то уже осенью придётся использовать резервы Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Расходы в июле составили 2,65 трлн рублей. Напомним, что по отчёту за первый квартал 2022-го года расходы составляли 2 трлн в месяц. После — устойчивый рост данного показателя на 100-200 млрд в месяц. Детализации расходов нет. А отсюда можно лишь догадываться о том, по каким статьям идёт рост расходов.

Скорее всего, это военные расходы, всяческий собес, ежедневно требующий денег, и инфраструктурные расходы, где рост связан с удорожанием материалов и услуг.

Что касается военных расходов, то здесь ясно: молниеносно их нарастить невозможно, что, однако, не значит, что они не будут расти постепенно по мере затягивания войны.

Нефтегазовые доходы в 2,5 раза меньше апрельских, но на 10% выше июньских. На нефтегазовые доходы ожидаемо влияет сокращение экспорта газа, которое производится по инициативе самой России, и, что важнее, эффект от укрепления рубля, который снижает рублевые доходы как экспортеров, так и Минфина.

В текущей ситуации ослабление рубля — едва ли не единственный очевидный резерв увеличения доходов бюджета. Это с одной стороны. С другой — бюджетная сфера, которая тут же взвоет и потребует доплат за инфляцию.

Минфин констатирует рост акцизов и НДС, связанных с импортом. Логистические цепочки перестраиваются — импорт растёт.

Весьма странным выглядит резкое, почти трёхкратное, падение поступлений по НДС июль к июню (двукратное в сравнении с июлем 2021). Странно то, что падение НДС-овских поступлений происходит на фоне роста поступлений по НДФЛ в 2,5 раза и поступлений по налогу на прибыль на 30 процентов.

Разница июнь к июлю более 500 млрд рублей по внутреннему НДС.

Единственное объяснение в том, что НДС поступает неравномерно. Могут происходить разовые крупные возмещения или зачёты.

Вангуем: если в ближайшие пару месяцев НДС вернётся к средним значениям последних месяцев, то июльский дефицит останется разовой аномалией. Но, учитывая обстановку, всё равно прогноз не мажористый, скорее минорный: к концу года из профицитного федеральный бюджет превратился в дефицитный.

Вопрос только в том, за счёт чего будет покрываться дефицит, ибо в нынешней обстановке едва ли возможны заимствования. Значит, иного пути нет, кроме как повышение налогов, сборов, штрафов и акцизов.

Впрочем, есть и ещё один способ — раскулачить прозападно настроенных олигархов с последующей приватизацией бывшей общенародной, а впоследствии прихватизированной собственности.