Вот один из её опусов.

«Я думаю, что я Достоевского знаю гораздо лучше, чем записные славянофилы, очень люблю его перечитывать, потому что это — „красный свет“. Он показывает, как не надо жить, как не надо мыслить, как не надо общаться.

Очень много разных „не надо“. Они фактически очерчивают всю человеческую жизнь.

Так не надо жить — это уроки Достоевского, Толстого, Тургенева, Чехова. Потому что именно благодаря такому отношению к жизни у народа и интеллигенции, мы и приобрели ту сегодняшнюю помойку, в которой почти с головой утонули.

Это — склонность растекаться мыслию по древу, это жуткая неконкретность, это неумение работать, это отсутствие собственного достоинства, вместо которого вялая мечтательность и просто тотальное нежелание отдаться какому-то конкретному делу, больная психика, все эти навороты патологических фантазий, которые свойственны героям Достоевского, это сон разума, который рождает чудовищ.

Потому что только больной разум и больная страна, больной этнос мог породить все эти коллизии с князем Мышкиным, с Родионом Раскольниковым, с братьями Карамазовыми.

И заметьте, что все эти потрясающие душу прекрасные порывы кончаются банальной уголовщиной.

Или, в лучшем случае, безумием, как у князя Мышкина. Здесь нет выхода в разумную деятельность. Здесь тупик.

Здесь нет умения здраво смотреть на мир, сделать его пригодным для жизни.

Отсутствует даже нормальное отношение к человеку, нормальная дистанция. Есть только два варианта: мы или повисаем на человеке, так, что он от нас отклеиться не может, или стараемся топором его прикончить. Но ведь это совершенно ненормально.

Такого рода отношения не должны складываться в человеческом обществе.

И, надо отдать нам должное, мы умеем любую гадость объяснить, мы подводим философскую базу подо что угодно. Хотя под уголовщину не надо подводить философскую базу.

Есть зло, есть добро, есть десять заповедей, которые нарушать нельзя ни в коем случае.

Вот всю эту нашу достоевщину еще Мережковский хорошо объяснял — мол, все это прекрасно для литературы, вы видите, какая у нас прекрасная великая литература, но у нас никчемная, грязная, пошлая, ничтожная жизнь.

В результате нашей великой литературы мы живем в неолите. Это все взаимосвязано. Поэтому это не нелюбовь к литературе, это нелюбовь к той жизни, которая стоит за ней.

Если бы литература не влекла за собой подобные последствия, я бы ничего против нее не имела».

Валерия Новодворская (1950 — 2014)

На фото: Валерия Новодворская в спецприемнике Северный, ноябрь 1989 года.