Режиссер: Алекс де ла Иглесиа

В ролях: Ингрид Гарсия Джонссон, Сильвия Алонсо, Гоизе Бланко, Николас Иллоро, Альберто Банг

Премьера: 7 июля 2022 года

После того, как у кинотеатров настали тяжелые времена, список проката на 70% стали составлять ужасы и триллеры. Видимо, в производстве они стоят копейки, снимаются быстро, особых стараний сценаристов не требуют и отбиваются даже при минимальном внимании зрителей.

Такие фильмы могут удивить, разве что интересным сеттингом. Например, «Солнцестояние» или «Тихое место» брали именно атмосферой и запомнились зрителю надолго. «Венецияфрения» — как раз одна из таких лент.

Действие происходит на залитых Солнцем улицах карнавальной Венеции, что для фильмов ужасов до сих пор смотрится свежо и нетипично, чего нельзя сказать о сюжете. В данном случае, повествование более, чем типичное: группа жизнерадостных молодых людей пытается выжить на территории маньяка, только в этот раз антигерой носит супер-стильную маску чумного доктора.

Приятным дополнением к сюжету стала социальная подоплека: убийца — это не рядовой психопат с тяжелым детством, а, ни много ни мало, экоактивист. Они с товарищем похищают исключительно особо буйных туристов, мешающих размеренному быту Венеции.

Во вселенной фильма местные прямо терпеть не могут приезжих. Даже открывающая сцена прибытия огромного лайнера в небольшой порт сопровождается информацией о том, что такие вот круизы отрицательно влияют на популяции дельфинов: млекопитающие просто боятся и уходят размножаться в открытое море. Самое частое, что можно услышать от тех, к кому герои обращаются за помощью в поиске пропавшего друга, — «сами приехали — сами виноваты».

К гостям города режиссёр относится одновременно и с жалостью, и с издёвкой: не зря испанцев убивают долго, красиво и мучительно. Над прочими туристами, выступающими пёстрым фоном кровавого спектакля, де ла Иглесиа откровенно смеётся: они не знают языков, не имеют представления о правилах приличия и мучают местных идиотскими вопросами про факты из отельной брошюры.

Впрочем, вскоре проблема наплыва туристов уходит на второй план и нам показывают средненький триллер в очень красивых декорациях. По сути «Венецияфрении» нечем пугать зрителя. Использовать скримеры в кино, претендующем на хоть какую-то элитарность, было бы совсем уж низко, а человеческих страданий и изуверских убийств на экранах каждый школьник видел столько, что удивить его будет крайне тяжело.

Ближе к концу фильма авторы зачем-то откровенно сливают обоих антагонистов. Из принципиальных борцов за спокойствие любимого города они превращаются в обычных маргиналов, которые мстят обществу за то, что оно их не принимает.

Кроме того, не стоит забывать, что «Венецияфрения» подается еще и как комедия, однако диалоговых или ситуационных гэгов тут почти нет. Режиссер пытается шутить, деконструируя жанр фильмов ужасов. Например, тревожная музыка может играть на протяжении нескольких минут и подводить к… простому походу по барам. Или классическое предложение разделиться, внезапно, не приводит к резне героев по одиночке, а дает реальные плоды.

Что в этом смешного — неизвестно, но, видимо, создателям было весело, а это главное.

Складывается ощущение, что авторы поймали интересную идею, но не сумели её додумать до какого-то четкого образа. От шутливых «неожиданных поворотов» довольно быстро устаешь, к концу хронометража красивой архитектуры на фоне становится всё меньше (действие переносится в темные подземелья), а мотивация убийц остается нереализованной.

Ну поубивают они всех туристов из этой группы и что дальше? Поток приезжих как-то снизится? Нет. Старинные постройки станут медленнее рушиться? Нет. Дельфины вернутся в лагуну? Тоже нет. Тогда к чему всё это? Неужели только ради удовлетворения собственных извращенных потребностей? Если так, то к чему тут вся эта социалка?

Докапываться к сюжету в ужастиках — последнее дело, но раз уж взялись снимать на острые темы, то докручивайте их. Можно было бы развесить изуродованные трупы испанских отдыхающих по всему Сан-Марко в назидание всем желающим «провести отпуск в лучшем месте на Земле» под аплодисменты местных — вот это был бы финал достойный фильма ужасов с социальным комментарием.

18+

Александр Губкин.