15 июня в рамках форума прошёл семинар по судостроению и судоремонту в Арктической зоне. Мероприятие стало частью программы стенда «Арктика — территория диалога».

Отвечая на вопрос модератора о планах региона по наращиванию объёмов работ по ремонту судов, глава Поморья рассказал как о сегодняшних возможностях судостроительных и судоремонтных предприятий 29-го региона, так и о перспективах отрасли, которые можно существенно развить, приняв необходимые меры государственной поддержки для наращивания доковых мощностей портов. 

— Вся инфраструктура для обеспечения ремонта морских судов в Архангельске создана, а объёмы работ ежегодно растут, — подчеркнул губернатор.

Александр Цыбульский также сообщил, что для ведущих северодвинских судостроительно-судоремонтных заводов гособоронзаказ сформирован на пять лет вперёд — до 2027 года. Вместе с тем целый ряд предприятий в регионе занимаются ремонтом гражданских судов. В сфере судоремонта в области занято более 11 000 человек, которые ежегодно ремонтируют порядка 100 судов.

— До недавнего времени порядка 50% арктических судов коммерческого флота ремонтировались за рубежом — на верфях в Турции, Польше, Эстонии, Германии, Латвии, Норвегии. Сегодня, в условиях санкционных ограничений, ряд этих стран запретил ремонт российских судов на своей территории, а Турция и Индонезия, следуя рыночной конъюнктуре, повысили цены на ремонт. С учётом этих обстоятельств мы прогнозируем резкий рост спроса на услуги ремонта с докованием гражданских сухогрузных и наливных судов в нашем регионе, — рассказал глава региона.

В этой связи, как подчеркнул губернатор, назрела необходимость развития мощностей предприятий, которые обеспечивают доставку грузов в интересах операторов арктических проектов и программу «северного завоза» в труднодоступные местности субъектов Северо-Запада России. Речь идёт о дефиците доковых мощностей в северных портах страны. По прогнозным данным судовладельцев, потребность в доковом ремонте арктического флота только в Архангельске в ближайшие годы вырастет в 2,5 раза, что потребует приобретения минимум одного дока мощностью 9000 тонн.

— Площадки для его размещения есть как на действующих судоремонтных предприятиях нашего региона, так и новых, соответствующих всем необходимым требованиям. Мы готовы обеспечить всестороннюю поддержку проектам по строительству на них новых судоремонтных мощностей, — отметил Александр Цыбульский.

Губернатор пояснил, что уже в текущем году в проведении планового и аварийного ремонта будут нуждаться около 100 морских судов различных типов и классов, габариты которых позволяют заходить в морской порт Архангельск, и около 200 судов класса «река-море» и вспомогательных судов, для которых столица Поморья является портом приписки. 

Это связано в том числе и с тем, что верфи Санкт-Петербурга и Калининграда, где суммарно обеспечивается порядка 20% судоремонтных работ, и без того заполнены заказами. Наращивание доковых мощностей предприятий необходимо для полноценного обеспечения судоремонтных работ в Архангельской области, где на сегодняшний день ремонтируется порядка 25% судов арктического флота.

— В качестве меры поддержки для частного бизнеса, заинтересованного в развитии доковых мощностей, участники сессии обсудили возможность принятия на федеральном уровне программы льготного лизинга, по аналогии с программой лизинга морских и речных судов, на срок от 15 лет под строительство новых и приобретение уже готовых доков с ограничением по их возрасту.

На сегодняшний день заявка ведущего предприятия гражданского судоремонта в регионе — завода «Красная кузница» по строительству дока мощностью 5000 тонн — вошла в список приоритетных проектов для последующего финансирования в рамках «Доковой программы» Объединённой судостроительной корпорации. Этот проект серьёзно повысит возможности судоремонта в Архангельске, — рассказал Александр Цыбульский.

Как отмечает пресс-служба губернатора, в целом судоремонтные заводы Архангельского транспортного узла обладают многолетним опытом обслуживания судов различных типов, включая суда арктического класса. Предприятия региона способны выполнять все виды судоремонта: заводской ремонт с докованием, докование с сопутствующими работами, модернизацию судов, межрейсовый ремонт и техническое обслуживание, полный комплекс работ для предъявления судов классификационным обществам, все виды ремонта энергетических установок, палубного и вспомогательного оборудования.