Режиссеры: Луис Си Кей, Лиз Плонка
В ролях: Луис Си Кей, Хэдли Дилэйни, Урсула Паркер, Памела Адлон, Steve Fabricant
Премьера: 29 июня 2010 года.
В России нет сыра, метала и стендапа. Примите и смиритесь. На первое плевать, второе скоро появится, а третьему не бывать никогда. О последнем и поговорим. Всё, что вы видите по «ТНТ», смотрите на YouTube на русском, наблюдаете на открытых микрофонах в хипстерских питерских клубах — трижды переваренное дерьмо, сожранное котом и снова выплюнутое на потеху невзыскательной публике.
Поперечный — копипаста с Запада, пополам с жалкими потугами в авторский материал, Чебатков — посредственная комедия наблюдений, Щербаков — гопник с анекдотами и комедией наблюдений, Сабуров — расист в несчастном браке, разбавляющий монологи комедией наблюдений, Долгополов — нытик, неспособный шагнуть за границы либеральных взглядов, Денис Чужой — наше солнышко и надежда, но заложник своего постироничного образа, Руслану Белому стоит заняться уринотерапией и копрофагией, ведь именно это он заставляет делать своих зрителей, а, прости Господи, Павлу (снежок ему в рот) Воле пора задуматься о творческой эвтаназии.
Если я действительно что-то ненавижу, так это русский стендап. И тут не принимаются аргументы в стиле «да это вкусовщина», «каждому свое» (а это писали на воротах Освенцима, стыдитесь) или «а я вот не понимаю американских шуток, я же живу в России». Есть из унитаза — это тоже «вкусовщина», но это не значит, что в итальянском ресторане на вас не посмотрят с прищуром, если вы попросите пасту в глубокой фаянсовой посуде.
Ненавижу даже не за шутки, а за попытку примазаться к многолетней и чужой культуре только потому, что какой-то бравый рыжий черт осмелился взять в руки микрофон и начать обличать стереотипы про казахов или глубинный русский народ. Хорош, этим же занимался Жванецкий и Задорнов. Причем, у последних это получалось интеллигентней, смешнее и било в цель куда точнее, чем у Чебаткова или Долгополова.
Наши стендаперы совершенно не умеют работать ни с публикой в целом, ни с хеклерами (читай, хейтерами — людьми, намеренно и громко срывающими выступления криками из зала), в частности, с хейтом они работать также не умеют. Примеры? На! Все, что смог родить Сабуров на крики зарубежной публики, касательно его позиции по поводу текущих событий — это жалкая и очевидная отшутейка про месячные. Не «а вы, очевидно, умылись кровью всех несчастных», не «а кровь-то на ваших руках, почему бы вам не почувствовать себя на месте тех, кому оторвало яйца? Оу, я смотрю вам тоже». Просто осознайте: провинциальный дилетант за 2 минуты придумал что-то лучше, чем именитый комик всея Руси. Вот с этим мы и живем.
Впрочем, расслабьтесь, нам это и не нужно. В обществе, где нельзя оскорблять символы победы во Второй Мировой, нельзя оскорблять чувства верующих, нельзя оскорблять символы, нельзя топить за или мочить (общество не поймет) ЛГБТ, нельзя разжигать ненависть к неопределнной группе лиц, нельзя разводить клевету, нельзя трогать детей, нехорошо ругать Совок, неправильно смеяться над властью, плохо унижать рок-идолов типа Цоя, плохо обсуждать учеников известной школы Беслана, стоит ли вообще говорить о стендапе?
Для стендапа у нас слишком много табуированных тем и это правильно, ведь нравственность превыше всего. Если оставлять что-то одно: какой-то там стендап или моральное спокойствие людей, выбор очевиден.
Если после этих строк, у вас загорелось — поздравляю — стендап не для вас. Девиз комика: «можно смеяться, над чем и кем угодно». В светлой, звездно-полосатой Америке отдельные моральные уроды (с аудиторий в несколько миллионов) шутят шутки разной степени пошлости про 11-е сентября, Брейвика, Гитлера, гражданскую войну между Севером и Югом, рак, СПИД, геев, педофилов, собственную мать-лесбиянку, про всё, что душе угодно. Мы это всенародно осуждаем, но с их пониманием свободы слова спорить не будем.
Стендап — это, в первую очередь, юмористическая деконструкция самого себя, выставление напоказ публике самых гнусных своих тайн (вроде возложения сыра на свои яйца ради того, чтобы их вылизывала собака). Наши парни пока не показали ни одного признака самоиронии, но их дальше мы обсуждать и не собираемся.
Простите за этот длинный сетап, перейдем к панчлайну. Обсудим творчество тех, кому с культурой стендапа повезло гораздо больше, чем россиянам. Встречайте — Луи Си Кей и его сериал «Луи»…
На протяжении 5 сезонов Си Кей играет самого себя, а точнее, образ, созданный для сцены. Наш герой — известный стэндап-комик. Его знает полстраны, но для главных ролей в комедиях он слишком скабрезный, несговорчивый, зажатый, да и вообще не любит находиться на съемочной площадке.
Луи разведен и половина неловких ситуаций связано с тем, как 45-летний мужчина заново учится ухаживать за прекрасным полом, но счастлив он только с двумя девочками — его дочками.
Сомнительная карьера комика и пара чудесных детей — не самая лучшая база для чувства реализованности. Луи всё ещё не знает, что делать со своей жизнью. Просто живет и смотрит по сторонам.
Сериал — это очень тонко и умело прописанная история кризиса среднего возраста. Каждый эпизод берет за основу какую-нибудь рядовую проблему мужчин в возрасте (от родительского собрания до лечения простатита) и доводит её либо до абсурда, либо до трогательного финала. Повествование наполнено сарказмом, самоиронией и сортирным юмором.
Неясно, было ли так задумано изначально, но за 5 лет и 5 сезонов Луи из неунывающего старичка превратился в олицетворение депрессии. Он по-прежнему разведен, по-прежнему выступает в одних и тех же клубах. В прямом смысле у персонажа нет развития, но, если смотреть сериал «запоем», то нельзя не отметить, как нарастает грусть, юмор становится жестче, как и самоирония героя.
Вот Луи мучается ночными кошмарами. Вот его избивает агрессивная девушка на улице. А вот он не успевает добежать из магазина до дома, чтобы сходить туалет. Каждая серия дает комику новое унижение, но, при всём вышесказанном, это смешно до слез, а иногда так же грустно.
«Луи» — это про короткие моменты счастья вокруг моря дебилов и абсурда.
P.S.
Конечно же, наши парни не могли не заметить успеха западного идола и попытались спереть идею сериала про комика. Получился «Незлоб». Просто сравните, постаравшись не блевануть.
18+
Александр Губкин.