Первыми из региональных СМИ представляем критический обзор на культурное мероприятие.

В минувшую субботу культурная публика Архангельска вышла на традиционное торжество, проводимое по всей стране раз в год. Граждане смогли бесплатно посетить все музейные экспозиции, поучаствовать во всяких мастер-классах и послушать уличных музыкантов — короче, разогнать бытовую тоску.

Однако город ангелов не всегда соответствует художественной планке своего названия. Увы, это же можно с грустью констатировать и в отношении большинства наших музеев.

Представители ИА «Эхо СЕВЕРА» побывали во всех очагах муз и составили рейтинг соответствия музеев эстетическим рецепторам здорового человека. Пройдёмся по нему по возрастанию.

Лидирует в топе локального художественного «кринжа» на сей год музей ИЗО.

Главный недостаток уютного, в общем, музейчика составляют две вещи.

Первая — отсутствие каких-либо перемен в жизни музея, нехватка интересных, регулярно сменяемых выставочных проектов. Вторая беда заключается во вкусе людей, ответственных за размещение в музее чего-то нового.

В этом году нас абсолютно потряс факт выставки Никаса Сафронова. Это нечто феерическое по степени пошлости. Мы писали об этом специальный материал.

В общем, «Ночь музеев» в музее ИЗО вертелась исключительно вокруг вылощенного имени Никаса: в программе была и специальная экскурсия по его выставке под названием «О чём молчат картины», и даже мастер-класс «Мир кистью Никаса Сафронова» (мы все, к сожалению, и живём только в таком мире, который мог быть нарисован Никасом Сафроновым).

На мастер-классе обывателю было предложено «создать шедевр по мотивам работ художника» (цитата из программы). Остальные мероприятия прошли в духе беспросветной повседневности, под постоянными выставками из запасников.

Праздничный вечер в музее отличался от обычного лишь количеством ротозеев, на которых устало смотрели святые с привычных икон, висящих на стенах экспозиции десятилетиями.

Была также проведена душная-предушная экскурсия «Нет праведника без почитания книжного», на которую пришли преимущественно женщины пенсионного возраста.

Кстати, молодёжи в музее практически не было, а та, которая была, поделилась на два немногочисленных лагеря: хрестоматийные пай-мальчики и неформалы-зуммеры, помешанные на всём «эстетичном». Скучно.

Под конец мероприятия несколько «известных мужчин города» (цитата из программки) почитали стихи классиков в рамках проекта «ВО ВЕСЬ ГОЛОС. МУЖСКАЯ ВЕРСИЯ».

Хорошо, что слова не дали представителям фем-движения или воинствующим любителям ЛГБТ, как это сейчас модно в либеральных медиа-пространствах, считающих себя причастными к искусству.

Пожалуй, чтение стихов мужиками и было единственным живым (не сказать, что интересным) событием, мелькнувшим в музее ИЗО в этот вечер.

Второе место достаётся музею «художественного освоения Арктики имени А. А. Борисова» (какое же невыносимое название!).

Если у музея ИЗО есть свой потенциал, который попросту не используется (кажется, из-за финансирования), то в этом месте его нет изначально. Даже обывателю неинтересна тема героического художественного покорения плавающих льдин.

Увы, музей обречён, в него никто не ходит в обычное время, только если посещение делают бесплатным.

Невыносимая скука и однообразие царят в залах с экспозицией картин Борисова, и только дети могут искренно кайфануть от радикально северной экзотики, попав внутрь.

К сожалению, Борисов не вписался в сознание архангелогородцев, не стал частью местного мифа, как однозначно узнаваемый и любимый Писахов.

Собственно, музейное пространство, названное именем неинтересного публике человека, и не может предложить привлекательных инициатив, даже в рамках «Ночей музеев».

На второе место вместо первого музей Борисова попадает только потому, что нам обидно за музей ИЗО, который может поднять планку и стать изумительным местом.

Интерес публики к нему есть, а вот финансирования, свежих кадров и новых подходов к работе с публикой — нет. Это исправимо.

Музей ИЗО обязан стать полноценным культурно-развлекательным пространством, выйти за рамки привычного советского музея, подобно тому, как Добролюбовка вышла за рамки просто библиотеки.

Третье место в списке ареалов обитания тоски зелёной. Старинный особнячок на Набережной.

Малое количество горожан догадываются о существовании такого музея, пока не появляется новая афиша по случаю какого-нибудь мероприятия, где указаны его название и адрес.

Особнячок — милейшее архитектурное создание, очень атмосферное, аутентичное. Он похож на музыкальную шкатулку. Интерес представляет скорее не как музей, а как огромный сувенир посреди города, как просто красивая картинка.

Было бы замечательно перепрофилировать это помещение под городскую доступную локацию для фотосессий, прослушивания музыки на пластинках, проведения тематических вечеринок, гик-фестивалей и всего подобного.

Здания должны соответствовать тем задачам, которые уместно проводить внутри, а не тем, которые определяет министерство культуры. К тому же в особнячке самая жестокая охрана: бабушки-смотрительницы настолько суровы и угрюмы, что даже один раз в году не могут удерживать первобытное желание откусить кому-нибудь чего-нибудь.

Охранительский подход к музеям должен быть пересмотрен. Он отталкивает любопытство. Лучшая форма сосуществование горожан и музеев — взаимодействие, живая жизнь.

Музей — не консервная банка с прозрачной крышкой, под которой теснится раритетная ветошь. По этой причине особняк и остаётся в тени, занимая своё место в нашем топе.

Программа мероприятий говорит за себя: в этом году горожан привлекали в особняк экскурсиями про национальное искусство Татарстана и 350-летие Петра Первого. Но архангелогородцы, не будь дураки, соблазнились только выступлением музыкальной группы «КВАРТ 2.0», прошедшим в музейном дворе.

Нудятина и профессорский бубнёж привлекают мало.

Далее мы отойдём от критического взгляда.

С каждым годом хорошеет музей Писахова. После реставрации площадка крайне изменилась, ожила, внутри будто завёлся писаховский дух.

Отличная экспозиция, вполне соответствующая образу поморского сказочника, и приличное разнообразие в досуге для горожан на время публичных мероприятий заставляют думать про музей только хорошее.

Даже дети выбирают эту площадку для активной деятельности: в этом году школьники-энтузиасты проводили экскурсии по музею.

Лица у молодёжи осмысленные, адекватные, здоровые. Не такие, как у юных посетителей музея ИЗО. Кроме того, был проведён мастер-класс по гончарному делу и «экскурсия с музыкальным продолжением» (цитата из программки) про странствия Писахова.

А лучшее культурное место — музей Плотниковой. Полноценный современный музей, и по внешнему виду, и по сути соответствующий всем стандартам качества. Вполне себе столичный, хотя и маленький по размерам.

Экскурсии в этом месте строятся по принципу живого диалога, здесь проводятся уникальные для Архангельска лекции, которые читают высококвалифицированные молодые специалисты (ещё и красивые женщины, что немаловажно).

А городские мероприятия тут проходят концептуально, с какой-то одной определённой идеей, каждый год — разной.

В этот раз всё было завязано на теме красного цвета в искусстве: экскурсия «Народный красный», «Красный. От иконы до авангарда», лекция «5 красных картин. От Джотто до Ротко», мастер-класс по этюду в смешанной технике «Гранат».

Лучшим мероприятием, собравшим около сотни горожан (которые не помещались в пространство, отведённое для его проведения) по праву можно назвать лекцию о 5 «красных» картинах мировой живописи. Это было живо, нескучно, эстетично и крайне познавательно.

Каждому музею Архангельска нужно иметь свою «фишку», соответствовать своему функционалу, который определяется общественным отношением, архитектурным и топографическим контекстом.

Без этого музейное пространство приходит в унылое состояние и не даёт горожанам почти ничего.

Культурная публика, к слову, всё ещё больше напоминает провинциальную ярмарку тщеславия. Видно, что заскучавшие архангелогородцы идут не в музей, а на демонстрацию себя, своего сопровождения, костюма, своей эрудиции.

В общем, сами хотят хотят быть музеем. И это вина не только их менталитета, но и фактического отсутствия достойных культурных пространств, хотя бы на время отвлекающих фокус внимания тщеславных горожан с себя в сторону воистину прекрасных вещей.