По данным Всероссийского союза страховщиков, в 2021 году в 15 процентах случаев медицинская помощь оказывалась с нарушениями, а всего зафиксировано 4,3 млн нарушений.

В большинстве случаев это значимые ошибки лечебно-диагностического процесса, которые могли утяжелить течение патологического процесса или способствовать развитию нового заболевания.

Надо заставить работать страховщиков.

— Страховая медицинская организация проведёт экспертизы качества медицинской помощи с последующим применением экономических санкций к медицинской организации в случаях, если установлены нарушения. При необходимости, эксперты СМО выступят бесплатно на стороне пациента при судебном разбирательстве, — отмечает Надежда Гришина, член Совета по медицинскому страхованию Всероссийского союза страховщиков.

Так и произошло с онкопациенткой из Твери. После вмешательства экспертов СМО пациентке удалось добиться компенсации морального вреда, а затем и увеличения суммы этой компенсации.

Недавно Тверской областной суд поставил точку в затянувшемся споре с областным онкодиспансером.

Моральный ущерб за серьёзные нарушения в оказании медпомощи суд оценил в 1 млн рублей. Тяжба между пациенткой и медицинским учреждением длилась несколько лет, в течение которых онкодиспансер отказывался признавать свою вину.

В ноябре 2015 года 31-летняя женщина была направлена в Тверской онкологический диспансер с подозрением на рак шейки матки и после подтверждения диагноза в апреле 2016 года госпитализирована в стационар, где ей было проведено несколько операций.

Серьёзные нарушения в лечении привели к инвалидизации и негативным последствиям для здоровья. После операций, проведённых в стационаре Тверского областного онкодиспансера, началось заражение — перитонит, потребовалось переливание крови, а затем и ещё одна операция по выведению кишечника в бок.

Спустя некоторое время после выписки из больницы состояние здоровья пациентки вновь ухудшилось, она была госпитализирована в урологическое отделение, где было выявлено, что у неё не работает мочеточник, и для спасения почки необходимо выводить нефростому, в результате чего женщине пришлось перенести дополнительное хирургическое вмешательство.

На этом последствия операций, проведённых в онкодиспансере, не закончились: областная клиническая больница, куда женщина поступила уже в октябре 2016 года, направила её в федеральный центр. Там была проведена 7-часовая операция, а впоследствии, при повторной госпитализации, — ещё одно реконструктивно-восстановительное хирургическое вмешательство.

Поскольку пациентка считала, что первопричиной всех негативных последствий для здоровья стала некачественно оказанная медицинская помощь в Тверском областном онкологическом диспансере, а в медучреждении не признавали своей вины, она стала обращаться в различные инстанции с просьбами о помощи в компенсации морального вреда.

В результате прохождения жалоб через инстанции, через ТФОМС Тверской области, заявления пострадавшей попало в страховую медицинскую организацию, где та была застрахована.

Эксперты и провели оценку оказанной медицинской помощи в онкодиспансере и выявили серьёзные нарушения, которые классифицируются как «невыполнение стандартов лечения… приведшие к инвалидизации застрахованного лица».

В итоге суд принял решение об увеличении размера ущерба, подлежащего выплате пациентке, до 1 млн рублей.

Эксперты системы ОМС рекомендуют в любых спорных случаях обращаться в свою страховую медицинскую организацию, чтобы восстановить свои права. Порядок обращения в СМО при подозрении на оказанную некачественную медицинскую помощь следующий.

Необходимо обратиться в свою страховую медицинскую организацию и оформить письменную жалобу.

На её основании СМО обязательно проведет экспертизу качества медицинской помощи (ЭКМП) или медико-экономическую экспертизу (МЭЭ). Её результат оформляется соответствующим актом, в котором указываются выявленные экспертом качества нарушения/дефекты. Пациенту, обратившемуся в СМО с данной жалобой, предоставляется ответ, в котором указывается результат экспертизы.