На Россию надвигается туристический сезон. Несмотря на то, что цены на всё стремительно растут, у большого количества россиян лишние деньги на отдых ещё остаются и совсем скоро они захотят их где-то потратить, желательно за границей.

Турция — давняя любовь российских туристов. За 20 лет переправка людей на другой конец Средиземного моря родила у нас операторов, завязанных исключительно на Турцию, но и другие крупнейшие операторы получали существенную часть дохода от этого направления.

Ежегодно «Turkish Airlines» выделяла 1,5 миллиона мест для российских туристов, но в 2022-м все эти туры до сих пор находятся под вопросом.

Во-первых, люди опасаются просто не вернуться из-за границы по тем или иным причинам, боятся покупать путёвки заранее, так как не уверены в надёжности таких вложений, да и просто не уверены в том, насколько хорошо сегодня иностранцы относятся к носителю паспорта РФ.

Во-вторых, сами операторы не знают, как доставлять клиентов до места отдыха, как обеспечить им комфорт и избежать необходимости возвращать деньги за уже купленные туры.

Казалось бы, выход очевиден — внутренний туризм. Но даже самые патриотично настроенные туроператоры, всю жизнь работающие с российским турпродуктом, признают: не более 20% предложений на внутреннем рынке плюс-минус соответствуют представлениям россиян о комфортном отдыхе.

Бóльшая же часть мест отдыха в России — это какой-нибудь загородный пансионат без выхода к воде, советскими номерами и советским же сервисом. В таких местах, например, возникают проблемы даже на уровне бронирования. В каких-то санаториях до сих пор отсутствует Интернет и вся отчётность ведётся на бумаге, где-то таблицы бронирования заполняются в ручную и оператор ЭВМ непременно забывает внести в списки какого-нибудь туриста.

Как нам рассказали в турагентствах, при попытках решить эти проблемы туроператоры сталкиваются с хамством, на том конце провода могут просто повесить трубку, а клиент, ужаснувшись от качества обслуживания, может просто уехать раньше времени и попросить вернуть деньги за путёвку. Иными словами, даже сейчас организовывать внутренний туризм куда менее выгодно, чем обивать пороги соседних государств.

Тройка российских гигантов туристического бизнеса — «ANEX Tour», «Coral Travel» и «Пегас» — просто не способны работать с точечными заказами. Получается, что какой-нибудь пансионатик на Сахалине готов принять за сезон всего 150 человек и закроет свою потребность за неделю силами местных операторов. Крупным компаниям интересны масштабы порядка 400 000 человек за сезон в одно место, с которым у него уже есть многолетние контракты.

Своего рода крупный турбизнес — это конвейер, неспособный выдавать путёвки в сотню мелких мест. Для таких компаний поиск нового партнёра — это, скорее, нонсенс, чем тенденция. Сотрудники нацелены на поиск желающих отдохнуть в конкретном месте, а не на поиск мест, готовых принять туристов.

Чтобы избежать банкротства до конца 2022 года туроператорам просто необходима Турция. Как стало известно, сегодня средиземноморское государство готово выделить всего 1,2 миллиона путевок крупнейшим российским туроператорам.

КОНТРАКТНАЯ цена билета составит 350 долларов — примерно 30 тысяч по текущему курсу. Пока неизвестно, сколько будет стоить билет на выходе, но даже эта цена существенно сокращает число потенциальных клиентов, готовых отдать минимум тридцаточку за один только перелёт.

Это ставит наших туроператоров в очень затруднительное положение. Финансовая подушка есть далеко не у каждого, и уже сегодня известно о том, что некоторые компании отказывают клиентам в возврате денег за путёвки, причём даже за те, которые не состоялись по объективным причинам.

Порой у людей просто не получается дозвониться до своего менеджера, а других способов вернуть средства пока нет.