Парламентарий прокомментировал предложение председателя Государственной Думы Вячеслава Володина.
— Более того, будет правильным там, где нашей стране выгодно, расширить список экспортируемых за рубли товаров: удобрения, зерно, масло, нефть, уголь, металлы, лес и тому подобное, — заявил по утру Володин.
В Архангельской области, где лесная отрасль является бюджетообразующей и ключевой, инициатива вызвала резонанс.
Вице-спикер Архорбласобрания Александр Дятлов на просьбу прокомментировать предложение ответил так:
— Если сегодня говорить о переходе на оплату рублями не только за газ, но и за лес, то, как совершенно верно отметил Дмитрий Песков: «Это идея, которая, безусловно, должна прорабатываться с учётом того, что, на самом деле, существуют страны, которые проявляют взаимный интерес к взаиморасчетам в национальных валютах».
Нам здесь надо быть очень внимательными и по разным сферам проводить очень тонкую «настройку». Если этого не сделать, то, например, в сфере ЛПК можно, к сожалению, потерять определенную долю рынка.
Все мы знаем, что в период излишне либерального управления страной, когда экономический блок возглавлял господин Кудрин, страна практически полностью перешла в позицию продажи сырья, отказа от многих технологий и покупке их на Западе.
Применительно к сфере леспрома, именно тогда были начаты процедуры продажи морских судов, которые признавались нерентабельными.
Количество флота было резко сокращено. Если в 1987 году флот Северного морского пароходства насчитывал 150 судов, то на 2022 год — всего 23. Мурманское пароходство и вовсе обанкрочено, введено конкурсное производство.
У нас практически перестала производиться своя лесозаготовительная техника. Введена европейская сертификация лесной продукции FSC.
Ранее государство отказалось от собственной системы сертификации, и нашему лесному комплексу была навязана наднациональная система. Кроме того, в России начали свободно работать разные околоэкологические организации по типу «Гринпис» и WWF, которые откровенно мешают развитию экономики.
Сегодня мы все видим, как ситуация меняется. Наша страна делает поворот к импортозамещению во всех сферах. Очевидно, настало время пересмотреть ранее навязанные нам договоренности.
Но при этом многие наши лесопромышленные предприятия сейчас имеют валютные кредиты в российских банках, которые соответственно надо выплачивать в валюте.
В связи с отсутствием необходимого количества своих судов за фрахт наши предприятия-экспортеры так же должны рассчитываться в валюте. Страхование перевозок на них — аналогично.
Такая же ситуация с закупкой техники и запчастей для уже эксплуатируемых производственных линий и машин для ЛПК.
Таким образом, предприятиям на сегодняшний день валюта будет всё равно необходима, а при поступлении платежей в рублях они вынуждены будут обменивать её и терять на разнице в курсе. Нам же сейчас в краткосрочной перспективе безусловно важно сохранить предприятия и сотрудников.
Встаёт вопрос и о создании собственного флота, российской контейнерной компании и локализации производства техники и оборудования для лесной отрасли.
По мере замены кредитов на рублевые, решении логистических проблем, в частности появления новых отечественных морских перевозчиков, о необходимости создания которых мы обращались недавно на федеральный уровень, актуализации Севморпути и Белокомура, появлении отечественных страховщиков и своей сертификации лесной продукции мы, безусловно, сможем говорить и о полном отказе от валютных сделок.
Но прямо сейчас при полном понимании значимости происходящих действий крайне важно сохранить одну из важнейших отраслей страны — лесопромышленную.