Естественно, что редакция не смогла обойти возможность пообщаться с данной персоной.

— Какие основные задачи Палаты и чем она занимается, что у них общего с прокуратурой в части соблюдения прав граждан и какие особенности?

— Конечно, между прокуратурой и Палатой большая разница, но в то же время есть и сходства. Как говорят: «Закон один для всех», другое дело — полномочия разные.

Прокуратура федеральная централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, уголовное преследование в соответствии с установленными полномочиями.

Общественная палата формируется в целях обеспечения взаимодействия граждан и некоммерческих организаций с органами исполнительной власти и местного самоуправления и в то же время для соблюдения прав свобод и законных интересов граждан.

Одной из задач Палаты является осуществление общественного контроля за деятельностью исполнительных органов государственной власти органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций.

Функционирует она на добровольной основе. Заработную плату ее членам не выплачивают. Все решения Общественной палаты носят рекомендательный характер, в отличии от прокурорского надзора.

Члены палаты работают в составе специализированных комиссий.

В период трёх созывов (с 2012 до 2021 год) в Палате были созданы комиссии, в которых пришлось быть в качестве председателя. Каждый раз они назывались по разному: по законодательству и этике; взаимодействию с правоохранительными органами и судом; по общественному контролю и противодействию коррупции.

В состав рабочих групп в разное время входили бывшие прокурорские работники, представители иных правоохранительных и контролирующих органов, некоммерческих организаций, общественных советов, преподаватели и ученые.

В частности, бывшие работники правоохранительных органов: заместитель прокурора области Александр Крошеницин, начальник следственного управления следственного комитета Юрий Шперинг прокурор Мирного Вениамин Белов.

В целях контроля за обеспечением соблюдения прав населения вёлся прием заявлений граждан.

Большей частью поступали обращения, рассмотрение которых не входило в компетенцию Палаты и они были направлены по соответствующему адресу.

Так помню в адрес палаты поступило обращение гражданина о фактах вымогательства сотрудниками УМВД денежных средств. Причём вымогая, милиционеры устроили на гражданина вооруженное нападение. Заявление было направлено в ФСБ и в прокуратуру области.

Отдельные по существу не подведомственные обращения поставлены на контроль. Например, по обращению потерпевших на мягкость приговора Северодвинского городского суда в отношении осужденного, совершившего наезд на несовершеннолетнего подростка.

Согласно заявлению и представленным документам при совершении ДТП тормозной путь и скорость движения не проводились, медицинское освидетельствование водителя на состояние опьянения в момент его совершения не назначалось. Оценка действий по факту оставления места дорожно-транспортного происшествия не давалась. При расследовании и рассмотрении дела допущены процессуальные нарушения.

Таким образом, анализ материалов вызывал обоснованные сомнения в законности и справедливости приговора, что послужило основанием для непосредственного его направления в прокуратуру с контролем.

По итогам рассмотрения прокурором Северодвинска в адрес руководителя следственного органа внесено представление, а согласно ответу начальника уголовно-судебного отдела областной прокуратуры приговор был отменен и вынесено новое постановление суда с учетом указанных в заявлении обстоятельств.

— А какие наиболее важные события Вам запомнились?

 — Имели место отдельные факты, когда палата, выполняя также схожие, с прокуратурой задачи, принимала конкретные меры в целях защиты прав населения.

При проверке обращения ветерана вооружённых сил РФ генерал-майора запаса Горина и последующем изучении материалов средств массовой информации, данных контролирующих органов, сведений из муниципальных образований и их анализу были установлены нарушения закона и прав населения при падении отделяющих частей ракет.

Так, по сообщению главы МО «Лешуконский район» (территория которого ежегодно использовалась под падение отделяющихся частей ракет) мониторинг вреда наносимого окружающей среде от их падения не производился, анализ проб в целях определения содержания компонентов ракетного топлива не осуществлялся, методика нормативов предельно-допустимых их воздействия на окружающую среду отсутствовала.

Согласно данным средств массовой информации в Пинежском районе 25 августа 2016 года упала и взорвалась болванка ракеты в результате неудачного испытания, запущенная с космодрома Плесецк. Взрыв был слышан на расстоянии в несколько десятков километров.

На месте падения остались глубокие воронки и поваленные деревья на площади около 1 га.

На реке Юла была зафиксирована массовая гибель рыбы на протяжении более 70 километров.

При этом, в действиях (бездействиях) должностных лиц также усматривались признаки нарушений законодательства.

В соответствии с информацией из Управления Росприроднадзора отделяющиеся части ракет носителей из районов падения не вывозились с 2009 года, оставались в местах падения, и в нарушении экологической безопасности использовались для собственных нужд хозяйствующими субъектами и местным населением.

Не выполнялись требования закона «Об охране окружающей среды» и ряда иных законодательных актов.

Проекты нормативов образования лимитов на размещение отходов производства и потребления для осуществления данной деятельности не разрабатывались. Контракты на производство работ по вывозу и утилизации фрагментов отделяющихся частей ракет из районов их падения, не заключались.

Многие проблемы в данной сфере космической деятельности не имели юридического оформления и требовали внесения соответствующих изменений и дополнений.

Указанные обстоятельства и ряд других, связанных с падением отделяющихся частей ракет на территории области свидетельствовали о необходимости принятия соответствующих мер реагирования, в том числе и общественного характера.

Общественной палатой по итогам мониторинга материалов и заседаний, проведенных, с участием соответствующих специалистов, были направлены запросы и рекомендации в Управление Росприроднадзора, Министерства природных ресурсов и лесопромышленного комплекса, Общественную палату Российской Федерации, Министерство обороны России, в военную прокуратуру Плесецкого района, в военную прокуратуру ракетных войск стратегического назначения, прокуратуру Архангельской области, отдельные муниципальные образования и в другие организации.

В целях принятия мер по недопущению негативных последствий от падения отделяющихся частей ракет и обеспечения экологической безопасности граждан, соответствующая информация и рекомендации также были направлены в Областное Собрание депутатов.

При этом, предложено рассмотреть настоящую информацию в целях возможного применения мер по обеспечению эколологической безопасности, и по примеру парламента Якутии, обратиться к Федеральному Собранию Российской Федерации о необходимости принятия соответствующего Федерального закона.

Согласно контролю за исполнением отдельных рекомендаций был принят ряд мер по устранению и предупреждению установленных нарушений.

В частности, Федеральное космическое агентство вновь приступило к подготовке разрабатываемого с 2009 года проекта федерального закона о вопросах падения космических объектов. В том числе и по решению компенсационных выплат субъектам Российской Федерации за использование территории для приема отделяющихся частей ракет.

Согласно ответу Минобороны России в целях определения объемов необходимых работ по очистке мест падения при пусках ракет с космодрома Плесецк и требуемого лимита бюджетных средств были запланированы рекогносцировочные работы в районах падения: «Сия» и «Койда». Обещали определить дальнейшей порядок работы по очистке территории от отделяющихся частей ракет.

Министерством обороны и командующим войсками воздушно-космической обороны прорабатывался механизм проведения работ по эвакуации и утилизации отделяющихся частей ракет образованных при ранее осуществленных запусках ракет с космодрома Плесецк.

Представители МО «Пинежский район» по рекомендации Палаты принимали меры по изучению обстоятельств, связанных с падением частей ракеты и совместно с Управлением «Роспотребнадзора» выезжали на место падения ракеты для изучения пробы воды почвы и измерения радиационного фона.

По сообщению Следственного отдела Пинежского района вследствие падения отделяющихся частей ракет и по факту гибели водных биоресурсов принято решение об отказе в возбуждении уголовного дела, а в отношении повреждения лесных насаждений материалы направлены по подследственности.

Таким образом, Палата достаточно полно использовала свои возможности.

__________________________________________________________

А вот что по этой же проблеме и о результатах работы Общественной палаты написал ветеран вооружённых сил РФ генерал-майор запаса Горин:

«Ракетно-космическая деятельность, осуществляемая в СССР и в последующем в РФ, сопровождалась рядом негативных последствий, в частности на территории Архангельской области, республики КОМИ и Ненецкого автономного округа.

При запуске ракет-носителей с космодрома Плесецк, их отделяющиеся части (боковые разгонные блоки, ступени, обтекатели) падали в границах

этих субъектов РФ, причиняя ущерб экологии территорий, зачастую являлись причиной лесных пожаров, создавали условия для незаконной деятельности местного населения по извлечению дохода от реализации драгоценных и цветных металлов.

Кроме того, опасность заражения местности токсичными компонентами ракетного топлива вызывала сильное воздействие на общественные настроения и провоцировала негативное отношение к органам власти всех уровней, что зачастую недобросовестно использовалось политической сфере.

Эксплуатация районов падения ОЧР, как составная часть ракетно- космической деятельности, должна регулироваться Федеральными законами «О космической деятельности» от 20.08.1993 г. № 5663-1-ФЗ, и «О защите окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ, постановлением правительства РФ «О порядке и условиях эпизодического использования районов падения отделяющихся частей ракет» от 31.05.1995 г. № 536, договорами между субъектами РФ и МО РФ, приказами МО РФ об исполнении постановления правительства РФ, нормативными документами и предписаниями Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Необходимый комплекс работ должен включать:

оформление и паспортизация РП ОЧР;

мониторинг состояния окружающей среды и здоровья жителей, проживающих вблизи РП ОЧР;

поиск, эвакуацию отделяющихся частей ракет из районов падения и последующую их утилизацию;

рекультивацию мест химического и радиоактивного загрязнения районов падения.

Фактически до 2014 года эти требования выполнялись не должным образом, а по многим позициям вообще не выполнялись. Финансовое обеспечение в этой сфере деятельности не было урегулировано;

Проблемы в данной сфере космической деятельности и по сей день не имеют достаточного юридического оформления, требуют правового и нормативного регулирования в сочетании с системным контролем и грамотной организацией практического исполнения всего комплекса работ.

В период с 2014 по 2016 год, проведя анализ ситуации, Общественная палата Архангельской области, направляла материалы по этому вопросу в Общественную палату РФ, а также возбудила ходатайство перед органами законодательной и исполнительной власти всех уровней для упорядочения деятельности в области ракетно-космической деятельности космодрома Плесецк, устранения угроз населению и экологическому здоровью территорий.

Предлагалось:

Принятые меры позволили достигнуть некоторых положительных результатов.

С 2017 года началось финансирование космической программы МО РФ «Глонасс» в части эксплуатации районов падения отделяющихся частей ракет-носителей на территории Архангельской области, Ненецкого автономного округа и Республики КОМИ.

В настоящее время ответственной организацией за эксплуатацию районов падения является АО «ВПК «НПО машиностроения». Практические работы по очистке районов падения выполняет профильная организация ООО «Бенефит Бизнес» г. Москва.

В 2020–2021 году такие работы были профинансированы и практически выполнены по двум запускам космических аппаратов по программе «Гонец», включая очистку района падения в северной оконечности о. Новая Земля.

Вывод: принятые меры позволили в значительной части решить острые проблемы ликвидации негативных последствий ракетно-космической деятельности космодрома Плесецк.

Однако в этой области остаётся немало неурегулированных юридических, организационных и финансовых проблем, что является направлением последующей совместной деятельности общественности и органов власти всех уровней».