Напомним, «ЛесЕГАИС» — это система электронного учёта каждого брёвнышка, добытого на делянках, которая в начале этого года переполошило всю лесную отрасль. Ещё в конце 2021-го вся Архангельская область буквально кричала о том, что лесопромышленники не готовы к резким и обязательным изменениям отчетностей и новому документообороту. 

В январе собирались круглые столы, областные депутаты пытались донести до федеральных властей необходимость доработки программы, представители бизнеса писали в Генпрокуратуру с просьбой проверить деятельность Федерального агентства лесного хозяйства в связи с многочисленными проблемами в работе системы учёта древесины и сделок с ней. 

Результатов это принесло мало. Рослесхоз как закрылся от взаимодействий с пользователями «ЛесЕГАИС», так и продолжает пребывать в информационном вакууме. При этом новый закон никто не отменял, и леспром по-прежнему продолжает терпеть убытки из-за перебоев программы. 

Подробнее о том, с чем пришлось столкнуться руководителям предприятий и рядовым сотрудникам, читайте в материале «Прокурор разберётся»

Журналист редакции получил доступ в рабочий чат работников леспрома, где они своими силами пытаются найти способы обхода кривых алгоритмов «ЛесЕГАИС», поскольку, напомним, до техподдержки Рослесхоза дописаться/дозвониться практически нереально. 

Самое частое словосочетание в чате — «не работает». За последний месяц оно использовалось 151 раз. «Не даёт» — 62 раза. «Не грузит» — 27 раз. 

Кроме того, не так давно «ЛесЕГАИС» спарили с другим шедевром отечественного программирования — «Госуслугами». Как заявляли авторы, это должно было упростить вход в систему, но на деле «Госуслуги» дают доступ только тем, кто имеет статус ИП, а общего аккаунта на организацию пока не завезли. Сколько бюрократических инстанций должен пройти простой наёмный рабочий, чтобы получить заветный аккаунт — не счесть. 

Иногда приложение шлёт пользователя в пешее эротическое просто так. Иногда помогает смена браузера, иногда — нет. Иногда «ЛесЕГАИС» открывается с телефона и не открывается с компьютера. Не дай Бог кому-то узнать, что такое заполнить несколько листов сопроводительной документации на экране смартфона. При этом, напомним, хоть одна ошибка — и сразу штраф. 

Часто встречается сообщение «Сегодня не работает. Ждём». За четырьмя словами скрывается целая трагедия: как минимум, грузчики, водители, операторы, бухгалтера сидят и полдня смотрят на цифру 404 на экране. 

Более того, судя по сообщениям пользователей, безопасность «ЛесЕГАИС» тоже выше всяческих похвал. Например, за неправильный пароль система может просто забанить пользователя, а разбан существует только через полумёртвую службу поддержки, зато уволенные сотрудники могут спокойно пользоваться своими аккаунтами, даже несмотря на их блокировку со стороны работодателя. 

Может быть, другие рынки сбыта, субсидии от государства и налоговые льготы помогут сохранить лесопромышленную отрасль российской экономики, но с такими приложениями с ней явно придётся прощаться.