Режиссер, продюсер, сценарист, бог: Александр Невзоров.

В ролях: Александр Невзоров, Александра Мареева, Арина Лыкова, Арсений Иванкович, Метсур Азилгареев.

Премьера 9 апреля 2010.

Писатель Захар Прилепин недавно прокомментировал демарш редактора «Первого» в прямом эфире следующей фразой:

«Мне кажется, что иные люди всерьёз не понимают, в какой стране живут. У нас на телевидении плюс-минус половина работающего состава — фанаты Невзорова, преданные слушатели Венедиктова и обожатели книжки „День опричника“».

Надеемся, писатель осознает, насколько точно он попал в цель. И раз уж в наше непростое время опять заговорили о Невзорове, как о знаковом явлении, то поддержим эту тему, отложив пророческую книжку Сорокина, про умолкшего Венедиктова, тоже пока забудем.

Надеемся, биографию Невзорова, как журналиста, большинство читателей знают: «600 секунд», вильнюсский ОМОН, ГКЧП, Собчак, Березовский и всё вот это вот. Кроме того, в жизни Александра Гебыча случалось и несколько поездок в Чечню, по итогам которых вышло несколько прекрасных репортажей прямо из боя, легендарное интервью с полковником Баталовым, документальный фильм «Ад» и художественный «Чистилище».

В «Чистилище» автор экранизировал все самые популярные солдатские байки, перемешал их с реальными фактами и на выходе получил неисторичное, но очень атмосферное кино, закрепившее образ той войны в головах телезрителей.

Но сегодня не «Чистилище» станет объектом рецензии. Сегодня мы коснемся глубинных областей невзоровского творчества, а именно документально-художественный фильм «Манежное лошадиное чтение».

Обзор этого произведения можно было бы ограничить настоятельной рекомендацией к просмотру со словами: «Там у Глебыча лошади читают, пишут и говорят. Не шучу», но мы так делать не будем и попробуем рассказать, как же так вышло.

Вероятно, все началось еще в бурной юности Невзорова, когда тот подрабатывал каскадером на Ленфильме. Кроме падений с крыш, выходов в окно и попаданий под колеса, в обязанности молодого человека входили и трюки на лошадях. Там, со слов самого Александра, он влюбился в этих животных, понял, а лошади в ответ его почти не калечили.

Перематываем лет 20 и вот Невзоров уже бывший депутат ГД, журналист, режиссер, писатель куда-то пропадает на несколько лет. Это позже мы узнаем, что в 2000-е Александр второй раз женился, увлекся анатомией, нейробиологией и прочим препарированием, денег от Березовского хватало на любую жизнь и АГН выбрал свое видение жизни человека эпохи возрождения.

Поскольку сам Невзоров обожал лошадок, его жена по образованию ипполог, то покупка конюшни была вопросом времени и понеслось…

В конце нулевых Александр Глебыч активно срывал покровы с конного спорта и прочей эксплуатации лошадей, утверждал, что является последователем мастеров высшей школы верховой езды. Свою конную школу, скорее напоминающую секту, он называл «Nevzorov Haute Écolе». А вот девизы этой школы:

К 2010 накопилось огромное количество фотографий Невзорова на лошади, под лошадью, целующегося с лошадью, обнимающего лошадь, в общем, этих копытных АГН любил, причем сильно.

В 2010 году, выйдя из своего замка, Глебыч снял фильм «L.E.P или Лошадиное манежное чтение», где доказывал, что лошади могут читать и писать, причём на латыни. И они действительно это делали. Конь Пегас выставлял свое имя из табличек с буквами, описывал предметы перед ним и отвечал на вопросы.

Больше всего повеселило то, что в фильме нет ни одного кадра, где бы лошадь читала. Может быть, лошадь просто не посчитала нужным показывать это на камеру.

Кроме того, в фильме есть экранизированная историческая справка, где друзья Невзорова по каскадерской школе играют в рыцарей и мушкетеров, пронося зрителя через века, а голос за кадром с интонацией Кашпировского ставит установку: «лошадь всегда была равна человеку, была лучше человека, ибо лишена страстей».

После «Чистилища» было сложно представить, как Невзоров мог снять настолько халтурное кино: в исторических справках актеры невероятно переигрывают, костюмы — чуть ли не фольга с салфеточкой, декорации буквально из картона.

При этом, если отбросить шизофрению про читающих жеребцов, теорию заговора, тянущуюся аж с Средневековья и неказистость видеоряда, то останется Александр Невзоров в шикарных лакированных сапогах, его шикарные кони и неплохой посыл — человек вовсе не венец творения и должен с большим уважением относиться к меньшим братьям.

Фильм показывали по Первому каналу, Александр Гордон посвятил ему несколько полных гнева передач, «Комсомолка» писала, что Невзоров чипирует лошадей и по блютусу передает нужные сигналы. В общем, насколько не был бы сумасшедшим сам фильм, реакция обскакала его на первом же повороте.

Интернет воспринял «Манежное лошадиное чтение» по-разному. Люди знающие кидались с критикой в ЖЖ, верующие верили и изумлялись, но самым популярным вопросом было: «Так, получается, что лошадку можно УГОВОРИТЬ на соитие?»

Не смотря на то, что «Лошадиное чтение» — не первый фильм АГН об этих копытных (были еще «Мальчики в нержавейке» про реконструкторов и «Распятая лошадь» — без комментариев), несмотря на то, что Невзоров — человек, способный долгое время отстаивать даже бредовые идеи, но после «Чтения» лошадиный период в жизни журналиста закончился.

Ходят слухи, что Александр Глебович из-за чего-то сильно поссорился с женой Грызлова и лошадок отобрали, то ли по решению суда, то ли просто в наказание.

Пришлось снова возвращаться в профессию в новом образе великого анатома, воинствующего атеиста с богатым опытом. Кто знает, если бы тогда Невзорову оставили лошадей, может быть, сегодня мы все как-то жили без Мефистофеля, говорящего витиеватыми предложениями.

P.S.

Так почему же лошади писали на латыни? Банальная, но крайне профессиональная дрессура.

Александр Губкин.

0+