Адам, первое Божье чадо, вкусил с Евой плод с запретной сладостью внутри, за что пару пришлось выдворить на грешную Землю, сделав смертной. Грубо говоря, до момента вкушения плода с древа познания человек был подобен животному — беззаботному, чистому, наивному созданию.
После вкушения человек обрёл свободу, обрёл понятие о выборе. На его плечи легла ответственность. Человек испытал стыд за себя, и с тех пор ему ежечасно приходится совершать те или иные нравственные выборы, участвовать в чём-то или не участвовать, каяться или не каяться. Свобода нравственного, экзистенциального и бытового выбора — тяжёлый крест, это расплата за дерзость перед Господом.
Покаяние лежит в самой сердцевине этого праздника: Адам раскаялся за свою гордыню, позволившую ему ослушаться Бога. Поэтому принято в специальный церковный день просить друг перед другом прощения. В лице ближнего нас простит и Бог, если только мы искренно извинимся перед ближним за себя и сможем простить его прегрешения. Священники говорят о том, что уместнее просить прощения лично, вживую.
Надо ещё понимать, что этот обряд — не светское «извините», не дипломатическая формальность, а полноценное, глубокое духовное погружение в ближнего и принятие ответственности за него через личное прощение. Кроме того, Прощёное воскресенье — не интеллигентский пафос «покаянности» и «стыда» за принадлежность к какой-либо общности (например, к России — в последнее время модно стыдиться таких вещей).
Филарет Московский, русский святой, живший в 19 веке, сказал: «Люби врагов своих, сокрушай врагов Отечества, гнушайся врагами Божьими». Ничего либерального в этих словах нет (равно как и призывов начинать войны и сеять смерть, заметьте). Речь идёт сугубо о том, что в эту дату прощать нужно личных, своих недоброжелателей.
Это самое малое и самое великое, что может сделать христианин. А с остальным как-нибудь Бог разберётся, Бог простит других своих чад. Или не простит, но это уже Его воля.
История этого праздника очень глубока. Из древности тянется предание о том, как монахи, уходя на время поста в пустыню, просили друг перед другом прощения на дорогу, потому что не было гарантий их возвращения из тяжелейшего пути к Пасхе.
Церковь проводит в этот день особую службу. Священники облачаются в чёрные одеяния. В храме при погашенном свете прихожане просят друг у друга прощения, как бы сливаясь воедино.
Это очень трогательный и важный аспект духовной жизни христианина, который в столь полной мере реализуется именно в этот особый праздник. После такого очищения христианин вступает в Святую Четыредесятницу (это усиленное молитвенное время до Пасхи).