Если кратко, то это обращение — крик души всех бизнесменов и рабочих лесной промышленности по поводу неработающей и постоянно глючащей электронной системы ЛесЕГАИС.

Напомним, что в позапрошлом году, когда перед страной встала остро проблема воровства леса (в Сибири), ответственные лица в правительственных структурах пообещали президенту сделать процесс лесозаготовки и переработки максимально прозрачным, проще говоря - создать электронную базу данных ЕГАИС для лесозаготовительных предприятий. То есть весь процесс — вырубка конкретного дерева, его транспортировка, отправка на переработку, переработка и дальнейший путь заносились бы в электронный ЕГАИС.

Всё придумали вроде бы очень цивилизованно и максимально прозрачно, о чём и доложили президенту. Однако дальше пошла российская действительность.

Подготовили ЛесЕГАИС только перед самым Новым годом. В данный момент система страшно глючит, она не доработана, не протестирована, к её использованию не готово ни оборудование (его просто нет), ни гаишники, ни лесники. Более того, многие пункты ЛесЕГАИС вступают в противоречие с действующими законами и просто неисполнимы чисто физически. Отрасль несёт убытки и находится на грани полной остановки.

Депутаты Архангельского областного Собрания очень чётко перечислили в обращении к министру природных ресурсов про неготовность ЛесЕГАИС.

Ниже приведены предложения, изложенные в обращении к федеральному министру:

1) рассмотреть возможность законодательного закрепления требования о наличии у лица, осуществляющего транспортировку древесины и продукции ее переработки, специального QR-кода, сформированного в соответствующем программном обеспечении, а также определения состава включаемых в QR-код сведений;

2) рассмотреть вопрос о возможности внесения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях изменений, уточняющих, что административная ответственность предусмотрена в случае транспортировки древесины без подтверждения оформления в установленном лесным законодательством порядке электронного сопроводительного документа;

З) уточнить положения пункта 2 требований к формату и порядку заполнения электронного сопроводительного документа на транспортировку древесины и продукции ее переработки, утвержденных постановлением правительства Российской Федерации от 6 декабря 2021 года N2 2214 (далее — Требования к формату и порядку заполнения электронного сопроводительного документа), предусмотрев возможность оформления электронного сопроводительного документа после подачи декларации на товары при перегрузке (перевалке) древесины и продукции ее переработки на другое транспортное средство в случае их убытия с таможенной территории Евразийского экономического союза;

4) рассмотреть возможность исключения из пунктов 12 и 13 Требований к формату и порядку заполнения электронного сопроводительного документа положений, предусматривающих необходимость указания мест нахождения перевозчика древесины и грузополучателя древесины в случае, если перевозчиком и грузополучателем являются иностранные лица;

5) уточнить требование об указании вида и номера государственного регистрационного знака транспортного средства, осуществляющего транспортировку древесины, предусмотрев, что если транспортировка древесины осуществляется составом транспортных средств, то указывается вид и номер государственного регистрационного знака активного транспортного средства (приводящего в движение другое транспортное средство) либо вид и номер государственных регистрационных знаков всех транспортных средств, начиная с активного транспортного средства;

6) внести изменение в пункт 18 Требований к формату и порядку заполнения электронного сопроводительного документа в части округления значения фактического объема по каждому виду древесины и продукции её переработки до З знаков после запятой;

7) уточнить положения требований к размещению и характеристикам складов древесины, утверждённых постановлением правительства Российской Федерации от 24 ноября 2021 года N2 2017 утверждении требований к размещению и характеристикам складов древесины», в отношении складов древесины на территориях морских портов.