Спектакль «Шальные ножницы» Архангельского молодёжного театра — по-настоящему удивительный спектакль. Уже пару лет он собирает полные залы, а ближайшие даты показов в этом театральном сезоне, даже несмотря на все нюансы ковидных реалий, грустно светятся надписью «солд-аут». 

Он удивителен тем, что зрительские отзывы на сайте нарекают его «проникновенным» и «гениальным», а газетные критики — вредное племя дармоедов — сморщившись, вопрошают: «Ну чем он может нравиться?».

Пора разобраться, в чём же секрет этого парадокса.

Действие постановки разверчивается в салоне красоты «Последний клок» в центре Архангельска. Стрижки, маникюр, бритьё и сплетни с постоянными посетителями — обычный рабочий день владельца салона Антуана и его помощницы, стилиста Кристины Марковой.

Опаздывающие клиенты, комичная бытовая суматоха и… жестокое убийство соседки, талантливой пианистки Изабеллы Черни. Орудие преступления — парикмахерские ножницы. Подозреваемые — работники и посетители салона. Вершители правосудия — зрители в зале.

Именно к ним полиция обращается за помощью в расследовании этого непростого дела. От этих полноправных участников следствия зависит не только судьба каждого из героев спектакля, но и его финал. Известно, что существует три версии окончания истории, и до последнего неизвестно, какая из них будет сыграна на этот раз.

Сценография приятна глазу — мягкий свет отражается от зеркал в огромных рамах, модные кожаные кресла, глянцевый пол в красно-чёрной цветовой гамме. Именно здесь появляются яркими вихрями один персонаж за другим, знакомство с ними происходит по крупицам.

Перед нами обычные люди — со своим прошлым и грешками за душой, бытовыми радостями и неурядицами. Вот только чем больше погружают в подробности их биографии и состав преступления, тем сильнее возрастает ощущение, что тебя окунают в корзину с чьим-то грязным бельём. Звучат грубые перлы про тяжёлые наркотики, женщин лёгкого поведения и работников правоохранительных органов. Половина зала заливается хохотом, вторая половина сконфуженно улыбается. Появляются мысли уйти со словами: «Дурдом какой-то, а не салон», последовав примеру одного из героев.

Но вот что-то пригвождает к месту. То ли интерес разобраться в происхождении резко положительных отзывов, то ли всё более затягивающая история преступления, которая обрастает новыми незаурядными подробностями, то ли… удачные женские образы.

Например, госпожа Шульман, постоянная посетительница салона «Последний клок», не может не вызывать улыбки. Настоящее воплощение женского шарма — ярко-красные колготки и широкополая алая шляпа в сочетании с платьем в крупный горох — действительно делают её похожей на провинциальную светскую львицу. Она настолько очаровательно пускает слезинки и причитает о чёрствости окружающих, что не вызывает сомнения в своей невиновности.

Впрочем, не у всех.

Или стилист Кристина Маркова, одна из главных подозреваемых в убийстве, так старательно оберегающая от любопытных носов свои тайны. Колготки в сетку, грубые ботинки до колена и конский хвост с дерзкой алой прядью. На ум приходят собирательный образ девушек из фильмов про шпионов — от подруг Джеймса Бонда до Наташи Романофф.

Одной из главных особенностей спектакля является то, что зрителю дали голос во всех смыслах этого слова. В один из ключевых моментов «четвёртая стена» (воображаемая стена между актёрами и зрителями в традиционном «трёхстенном» театре) ломается, в зале включается свет, а суровый дознаватель объявляет правила — зритель больше не сторонний наблюдатель, его мнение решает всё. Будто бы полное погружение в криминальный сериал на канале «НТВ»…

Присутствующие активно высказывают свои предположения, задают вопросы, даже спорят и отшучиваются с актёрами, вскрывая всё больше деталей. Расслабляются все участники игрового процесса, хохотом заливаются и зрители, и актёры. Расследование продолжается даже в антракте, с оживлением обсуждаются версии. Неудивительно, что некоторых так затягивает эта история.

Всем процессом управляет следователь Николай Пастухов, внимание зала находится в его руках: он мастерски модерирует обсуждение, направляет фокус внимания, задаёт вопросы, что-то досконально записывает. Прислушивается, всем видом даёт понять, что мнение каждого ценно и имеет большой вес для следствия. И каждая поднятая рука может повлиять на дальнейшую судьбу героев. 

Конец открывается мгновенно, убийца схвачен, дело раскрыто. Однако эта история оставляет тягучее послевкусие. Неслучайно действие перенесено на улицы родного города; открываешь для себя, что участниками преступления могут стать вполне обычные люди, которых видишь каждый день, их мотивы вполне реальны, а риски такого «суда присяжных» по-настоящему высоки.

Одни обвинят спектакль «Шальные ножницы» в плоскости и незамысловатости юмора, у кого-то он вызовет бурный восторг. Наверное, современному зрителю в современном театре действительно нужны комедии, на которых ты можешь вдоволь посмеяться над насущным, отчаянно поспорить и почувствовать себя полноправным соучастником, практически сотворцом. А после выхода из зрительного зала осознать преступление, которое на самом деле произошло, и какую руку к этому приложил лично ты.

Мария Коптяева