Ужесточение законодательства, направленное на регулирование госзакупок, в некоторых случаях может заметно снижать их эффективность. К таким выводам пришли учёные НИУ ВШЭ по результатам опроса заказчиков и поставщиков. Статья, посвящённая этому исследованию, вышла в журнале «International Journal of Public Administration».

На государственные закупки приходится значительная доля бюджетных расходов развитых и развивающихся стран. По данным Счётной палаты, в России в 2020 году на госзакупки было потрачено 8,9 трлн рублей из бюджетов всех уровней, что составляет 8,3% ВВП.

Государственные закупки решают сразу несколько задач: помимо своего прямого назначения (находить поставщиков товаров и услуг), они стимулируют спрос, помогая малому и среднему бизнесу. Однако для того, чтобы этот механизм работал эффективно, нужны чёткие правила, обеспечивающие прозрачность решений и равные возможности для участников торгов. 

Многим развивающимся странам добиться этого непросто: исторически сложившиеся институты и культурные традиции предоставляют широкие возможности для коррупции. Но и ужесточение правил не является идеальным решением: чрезмерное регулирование лишает систему госзакупок гибкости. Особенно очевидно это стало в таких необычных ситуациях, как локдауны из-за пандемии COVID-19.

Довольно часто при разработке правил эксперты учитывают только позицию государственных органов и ориентируются на их понимание эффективности госзакупок (которое обычно сводится к противодействию коррупции), не изучая опыт непосредственных участников торгов. В рамках проекта Института анализа предприятий и рынков ВШЭ по эмпирическому анализу госзакупок исследователи опросили несколько сотен заказчиков и поставщиков, чтобы выяснить, по каким критериям они оценивают эффективность существующей системы и какие ее проблемы считают наиболее значимыми.

Чтобы учесть влияние пандемии на систему госзакупок и восприятие ситуации её участниками, опрос проводился в два этапа — весной и осенью 2020 года. В выборку попали заказчики, разместившие не менее пяти контрактов в период с 2017 по 2019 год, и поставщики, которые участвовали в исполнении как минимум трёх госконтрактов за тот же период (эти ограничения должны отсеять респондентов и организации без достаточного опыта в проведении закупок).

Как показал опрос, подавляющее большинство респондентов (77% заказчиков и 67% исполнителей) считают, что эффективная закупка должна характеризоваться «поставкой качественных товаров/работ/услуг». Второй по важности критерий — своевременное исполнение контракта. 

Борьбу с коррупцией опрошенные также называли в качестве одной из целей регулирования, но уделяли ей меньше внимания. В целом респонденты ставили во главу угла интересы заказчика, причём вне зависимости от того, в какой роли они сами участвуют в закупках: у поставщиков этот вариант набрал почти столько же голосов, сколько и борьба с коррупцией (хотя, возможно, этот последний вариант они не выбирали осознанно, а скорее давали социально желательный ответ).

Похожим образом ответили респонденты на вопрос о проблемах: чаще всего они сталкиваются с поставками товаров, работ, услуг ненадлежащего качества (на это пожаловались 60% опрошенных). Чтобы обезопасить себя от недобросовестных поставщиков, заказчики нередко выбирают исполнителей заранее, ещё до размещения заказа; по мнению респондентов, так поступает около половины организаций-заказчиков. 

При этом большинство участников закупок считает, что в таких ситуациях заказчики преследуют благие цели (гарантия своевременного и качественного исполнения контракта).